Известно каждому,
Что математика – царица всех наук.
Вы же властитель ее сути совершенной.
И словно нежной скрипки чистый звук,
Решения задач звучат светло и вдохновенно.
Эти строки написаны учителем математики лицея № 11 Л. А. Бутовой в 1998 году и посвящены они Дмитрию Никифоровичу Хомякову, проработавшему в нашей школе (затем гимназии, лицее) 40 лет. В том, что математик, оставив более привычный ему язык формул и знаков, обратился для выражения своих чувств к поэзии, ничего удивительного нет. Д. Н. Хомякова здесь любят, уважают и память о нем берегут.
В 1952 году Дмитрий Никифорович окончил среднюю школу с серебряной медалью и поступил в Московский госу- дарственный педагогический институт им. В. И. Ленина. Учился у знаменитых педагогов, авторов многих учебников: С. П. Новикова, Н. Я. Виленкина, А. Н. Барсукова. После окончания института в 1956 году по распределению уехал в село Новопокровка Приморского края, где в течение восьми лет работал учителем. Обучать приходилось не только математике, но и физике с астрономией. Жизнь на Дальнем Востоке вспоминал как самое счастливое время, хотя бытовые условия были непростыми. Там встретил и свою будущую жену, Генриетту Васильевну, приехавшую по комсомольской путевке в Новопокровку после окончания Ленинградского медицинского института. Именно на Дальнем Востоке с его необыкновенной природой Дмитрий Никифорович на всю жизнь влюбился в тайгу. Помимо математики и шахмат, туризм с рыбалкой стали неотъемлемой частью его жизни. Наверное, он никогда бы не покинул те места, но Генриетте Васильевне после учебы в Новокузнецком ГИДУВе предложили здесь перспективную работу. Поэтому в 1964 году вместе с женой и маленькой дочерью он приезжает в сибирский город Новокузнецк, где в 1965 году у него родился сын.
Приехав в г. Новокузнецк, Дмитрий Никифорович сразу же начал работать учителем в школе № 11. Будучи беззаветно преданным математике, молодой педагог совершенно искренне считал эту науку самой необходимой для формирования личности человека, был уверен, что способные от природы ученики должны иметь возможность изучать предмет более глубоко еще в школе. Именно эти убеждения тогда, более пятидесяти лет назад, привели к идее организовать классы с углубленным изучением математики по разработанной им программе. При этом сам он всегда отрицал наличие каких-то особенных собственных методик, не был сторонником экспериментов и новых технологий. Самостоятельность, творчество, развитие логического мышления и, конечно, добросовестность – на формировании этих качеств у обучающихся была основана его педагогика. За внешней простотой, «незре- лищностью» уроков стоял великий труд: огромное количество прочитанных книг, множество самостоятельно разработанных задач, изучение и анализ заданий для вступительных экзаменов в лучшие вузы страны, олимпиад, заочных физико-математи- ческих школ и др.
Работоспособность и педагогический дар Дмитрия Никифоровича в сочетании с личностными качествами давали необыкновенные результаты. Очень много примеров, когда ученики, изначально не блиставшие великими способностями, через какое-то время начинали добиваться серьезных успехов: занимали призовые места на олимпиадах, а по окончании школы покоряли лучшие вузы страны: МФТИ, МГУ, НГУ, НЭТИ и др., защищали диссертации. Были, конечно, и гениальные «звездочки», наделенные большим природным талантом к математике, имена которых учитель всегда вспоминал с гордостью: Боря Спокойный, Миша Цодыкс, Саша Гутман, Андрей Аралкин, Слава Базайкин и др.
Для каждого человека наступает время, когда появляются сомнения, когда кажется, что в своей деятельности ты достиг потолка, когда не видно перспектив и хочется кардинально изменить свою жизнь. Поэтому в 1977 году Дмитрий Никифорович переходит работать старшим преподавателем в Сибирский металлургический институт, затем инспектором в городской отдел образования. Но престижные по тем временам должности не приносили ему такого удовлетворения, как работа учителя – школа «не отпускала». Редкое явление – с должности чиновника добровольно вернуться в простые учителя, но именно такое решение он принял в 1985 году и до последних дней оставался верен своему призванию и любимой школе.
Каким он остался в нашей памяти? Человеком обаятельным, с тонким чувством юмора (очень любил прибаутки, афоризмы, поговорки, что делало общение с ним живым и интересным). Он был скромным, даже застенчивым – избегал повышенного внимания к собственной персоне, иронизировал и посмеивался, когда о нем отзывались восторженно и высокопарно, очень эрудированным – среди нескольких сотен книг в домашней библиотеке не было ни одной непрочитанной. За внешней мягкостью скрывался твердый характер, вполне определенная жизненная позиция (например, так и не вступил в партию, не желая идти на компромисс с собственными убеждениями). Никогда не искал ни денег, ни славы, ни регалий. Из тех немногочисленных наград, которыми был отмечен его труд (медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса», нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», почетным званием «Заслуженный учитель России»), сам больше всего гордился серебряной медалью, полученной по окончании школы. Не любил использовать знакомства и связи, хотя многие бывшие ученики занимали высокие посты и должности. Никогда не жаловался на жизнь, не желал выглядеть слабым, больным и немощным. С большим уважением относился к людям. Всегда отмечал, что именно коллеги (администрация школы, замечательные педагоги) создают необходимые условия для работы математических классов.
Дмитрия Никифоровича Хомякова нередко величали высокими эпитетами: «учитель с искрой божьей», «ум и совесть гимназии», «слава и гордость школы», «человек-легенда». Но для тех, кому довелось его знать близко (родных, друзей, коллег, учеников), «Кефирыч» всегда останется тем, кем и считал себя сам – совершенно «земным» человеком, простым школьным учителем.
В Международный день учителя 5 октября 2015 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о Д. Н. Хомякове и Е. П. Булавине, выдающихся учителях лицея № 11.
Л. В. Шестакова, учитель математики МБНОУ «Лицей № 11», Новокузнецкий городской округ;
Н. В. Миняйлова, заместитель директора по УВР, учитель математики МБНОУ «Лицей № 11», Новокузнецкий городской округ
Чтобы ученики с желанием учились, очень важно, по мнению Татьяны Аркадьевны, развивать их творческое мышление. Педагог организует учебные исследования, в ходе которых ребята самостоятельно находят ответы на интересующие их вопросы, аргументируют свою точку зрения, защищая проекты.
Результаты исследований гимназисты представляют, в частности, на городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
Участвуют обучающиеся и в различных конкурсах, олимпиадах по математике. До соревнований Татьяна Аркадьевна проводит большую подготовительную работу, как коллективную, так и индивидуальную, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя успешным. Ее ученики - дипломанты финального этапа Международной олимпиады по основам наук, победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады по математике (с 2010 по 2016 год), молодежного интернет-чемпионата по математике, международной игры «Кенгуру», проекта «Пифагор».
Выпускники классов, в которых преподает Татьяна Аркадьевна, успешно сдают единый государственный экзамен. В 2016 году двое гимназистов получили более 80 баллов на экзамене по профильной математике, двое - по 92 балла, один обучающийся сдал экзамен на профильном уровне на 100 баллов! Учитель является экспертом территориальной предметной комиссии по математике по оцениванию экзаменационных работ участников ОГЭ.
Казалось бы, огромный опыт и профессиональные успехи дают Татьяне Аркадьевне право в какой-то мере успокоиться на достигнутом. Но она не тот человек, который будет почивать на лаврах — постоянно учится, впитывает в себя новые идеи, знания, осваивает новые образовательные технологии. Одна из первых в гимназии Татьяна Аркадьевна стала использовать в обучении интерактивный комплекс, электронные задания-тренажеры, включилась в работу региональной инновационной площадки «Формирование образовательного пространства на основе smart-технологий». Созданный группой учителей смарт-учебник «Проценты» был представлен на муниципальном и областном этапах конкурса «ИТ-педагог Кузбасса XXI века». Усилиями Т. А. Сусликовой на сайте гимназии создан виртуальный кабинет математики. Педагог размещает презентации к урокам, задания для самостоятельной работы обучающихся при подготовке к итоговой аттестации, олимпиадам и другие наработки на сайте http://tsuslikova.jimdo.com/ и ресурсе https://infourok.ru/ .
За безупречный труд Т. А. Сусликова награждена областной медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса», знаком «Отличник народного просвещения», её имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России».
Студенческие годы, как известно, быстро проходят. Студенческие годы, как известно, быстро проходят. И вот, еще будучи студентом, он начинает свою педагогическую деятельность в средней школе № 10 г. Кемерово. После службы в армии в 1972 году Леонид Максимович возвращается в свой родной Тяжинский район, которому впоследствии отдал 25 лет педагогической деятельности: учитель Ступишинской средней школы, 9 лет – директор Тисульской и Преображенской средних школ, 15 лет – заведующий районным отделом народного образования.
В 1998 году Леонид Максимович становится главным специалистом (методистом) управления образования и учителем математики средней школы № 3 с углублённым изучением отдельных предметов г. Анжеро-Судженска.
Его отличительная черта в том, что, занимая руководящие должности, он никогда не прекращал своего любимого дела, – преподавания математики. Как же нужно любить свою профессию, чтобы на протяжении стольких лет нести эту нелегкую ношу, ни разу не изменив ей и себе! Каждый его урок – творчество, где коллективные формы обучения удачно сочетаются с индивидуальным обучением. Каждый ученик для него – личность со своими достоинствами и особенностями. С уверенностью можно сказать про него: «Учитель… Мастер своего дела… Интересный человек… Мудрый наставник…».
Его ученики всегда успешно поступали в вузы, где профилирующими были экзамены по математике, становились призерами и победителями научно-практических конференций и олимпиад разного уровня. Учитель знал о своих учениках всё, долгие годы после выпуска поддерживал с ними связь, готов был помочь, дать мудрый совет.
На протяжении нескольких лет Леонид Максимович являлся лектором ОблИУУ и КРИПКиПРО. Его опыт по теме «Изуча- емая тема как основная единица структуры учебного процесса» был обобщен на областном уровне.
Его труд отмечен многочисленными благодарственными письмами и грамотами, знаком «Отличник народного образования», медалью «Ветеран труда», орденом «Знак Почёта», в 1990 году ему присвоено звание «Заслуженный учитель школы РФ».
Но самая большая награда для учителя ‒ это любовь и уважение его учеников. Их теплые и добрые слова дают возможность творить. И этой наградой труд Леонида Максимовича отмечен в полной мере. Проводить любимого учителя в последний путь приехали его ученики из разных концов нашей страны. Его первые выпускники школы № 10 г. Кемерово до сих с любовью зовут его «наш Ленечка».
В 1995 году Леонид Максимович стал лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», в 2009 году – победителем областного конкурса «ИТ-педагог Кузбасса» в номинации «Исполь- зование ИКТ на уроке».
С 1999 года по инициативе Леонида Максимовича в г. Анжеро-Судженске проводится конкурс методических разработок «5У» (учитель учится учить учеников учиться). Во II конкурсе (2001 год), посвящённом 100-летию народного образования г. Анжеро-Судженска, он сам стал победителем с методическим пособием «Как решать задачи по планиметрии». Эта работа удостоена премии главы города.
С уверенностью можно сказать, что Леонид Максимович Соловьёв своим преданным отношением к учительской профессии служил и продолжает служить примером для своих коллег, учеников, для всех родных и близких ему людей.
Педагогическая династия Соловьёвых насчитывает 305 лет. И дело всей жизни Леонида Максимовича теперь продолжают его дети.
Н. Л. Салпанова, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22», Анжеро-Судженский городской округ
что они от Бога. На уроках Юлии Николаевны словно попадаешь в сказку. Дети постигают математику через путешествия, соревнование, игру, готовят сообщения и презентации об истории чисел и математических терминов, выполняют различные проекты.
Особенно ребята увлечённо работают на уроках математики, когда новое постигается с помощью проекта, нестандартно, что, конечно, способствует формированию у учащихся опыта творческой реализации. Юлия Николаевна как человек творческий считает, что в проектной деятельности дети наиболее ярко проявляют свои способности.
Она твёрдо убеждена, что для неё нет лучше своей родной Ижморки, потому что здесь она поняла, что счастливой можно стать и себя найти не обязательно в большом и процветающем городе, но и в сельской глубинке есть для каждого достойное место, стоит только захотеть. Она умеет со своими учениками творить чудеса на уроках: сделать числа говорящими, приложить свои знания и представить публично достигнутый результат, выдвинуть идею и осуществить.
Не раз приходилось её коллегам наблюдать, как умело она управляется с классным коллективом. Будь это классный час или прогулка в лес, поход по интересным местам, лагерь по месту жительства, всегда перед нами человек, который не жалеет огня души своей. Она друг детей, вместе с ними играет, рисует, печёт пироги, танцует и поёт, вяжет и шьёт.
И сегодня Юлия Николаевна с удачливой судьбой. У неё любящий и заботливый муж, двое детей, один сын достойно отслужил в армии, работает, совмещая с учёбой в вузе, другой – успешный ученик школы, в которой работает Юлия Николаевна, в трудовой её одна запись о приёме на работу. В её семье сохранены традиции родного дома, где родилась и выросла сама: все праздники и юбилеи отмечаются вместе, угощенья готовятся хозяйкой семьи, на что она большая мастерица, да и в школе, в классе ни один праздник не обходится без блюд её рук и душевной теплоты.
Это уже всем известно, что если Юлия Николаевна делает, то только хорошо, никогда «средне», ей свойственны основательность, острый ум, умение творить. Сколько в ней терпения и такта, умения не сорваться, выслушать и услышать каждого, сказать нужное слово, убедить, объяснить, подсказать.
В 2017 году Юлия Николаевна Ларионовастала победителеммуниципального конкурса «Педагог года» и представляла Ижморский район на региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России». По решению оргкомитета конкурса Юлия Николаевна была награждена специальным дипломом «За творческий потенциал и целеустремленность».
Спасибо Юлии Николаевне за правильно выбранную дорогу, за возможность поучиться у неё мастерству, оптимизму и верности делу, которому служит учитель.