2022 год посвящен культурному наследию народов России в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей. В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России региональный информационно-библиотечный центр КРИПКиПРО предлагает обзор интернет-ресурсов, которые могут быть использованы в образовательной деятельности на уроках или внеурочной деятельности.
Ссылка: 2022 - Год народного искусства и нематериального культурного наследия
М. В. Рохмистрова, методист РИБЦ(Библиотека КРИПКиПРО)
16 марта 2022 года состоялся митап «Работа с партнерами в реализации инновационного образовательного проекта» на базе КРИПКиПРО.
На встрече единомышленники обменялись идеями:
- Как найти партнёра для реализации инновационного образовательного проекта?
- Как привлечь партнёра к реализации инновационного проекта?
- Как договориться о единых интересах с партнёром?
Участники познакомились с опытом выработки механизмов и успешной реализацией стратегии изменений в образовательной организации с партнерами в реализации инновационных образовательных проектов.
В ходе обсуждения участники пришли к заключению, что социальное партнерство в образовании качественно отличается от других форм взаимодействия (попечительство, спонсорство, шефство, сетевое), не имеет отдельной законодательной базы и, использует только те нормативно-правовые аспекты документов, которые являются достаточными для достижения поставленных целей в реализации инновационного проекта. Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от целей и задач образовательной организации, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован. Более высокий уровень развития образовательной организации определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним. С расширением разнообразия деятельности образовательной организации могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства в ходе реализации инновационного проекта.
Варова Татьяна Ивановна, заведующая лабораторией научно-методического сопровождения инновационной и экспериментальной деятельности в образовании КРИПКиПРО,
Вербицкая Ирина Валерьевна, заведующая лабораторией научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических служб КРИПКиПРО
Название | Автор |
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ | Москаленко-Вылегжанина Евгения Вячеславовна, заведующая юридическим отделом КРИПКиПРО, г. Кемерово |
Гимназия как драйвер развития социального партнёрства | Левкович Ксения Александровна, ответственный за работу с социальными партнерами, учитель русского языка и литературы МБНОУ «Гимназия №18», Ленинск-Кузнецкий ГО |
«Учиться, чтобы учить!»: проект перевода общеобразовательных организаций Топкинского МО в эффективный режим работы | Гульманова Ольга Владимировна, заместитель директора по учебно- воспитательной работе МБОУ «Черемичкинская ООШ», Топкинский МО |
Проект «Образование со всех сторон», или как детские сады одновременно могут развиваться и зарабатывать? |
Пименова Светлана Владимировна заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МБДОУ «ЦРРДС № 21», Преснова Светлана Александровна старший воспитатель МБДОУ «ЦРРДС № 21», Дорохова Ирина Александровна заведующая МБДОУ «ЦРРДС № 21», Анжеро-Судженский ГО |
Развитие инженерного мышления детей в условиях сетевой интеграции организаций дошкольного и дополнительного образования |
Шарапова Евгения Александровна, директор МБУ ДО ДТ «Вектор», Коваленко Ольга Леонидовна, методист, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ ДО ДТ «Вектор», Новокузнецкий ГО |
Развитие имиджа образовательной организации в условиях партнерства | Вашлаева Людмила Петровна, заведующая центром издательско-полиграфической деятельности КРИПКиПРО, г. Кемерово |
15 марта 2022 года в рамках программы деловых мероприятий Кузбасского научно-образовательного форума – 2022 г. была организована дискуссионная площадка «Муниципальная модель поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: как интегрировать ресурсы для повышения резильентности?». Команды из 12 муниципальных образований региона представили проекты, которые были разработаны по итогам ДПП ПК «Муниципальные механизмы перевода школ в эффективный режим работы в контексте командного взаимодействия». В основу проектов были заложены механизмы горизонтального обучения (менторство, тьюторство, наставничество, организация профессиональных обучающихся сообществ), интеграции ресурсов точек роста и формирования функциональной грамотности обучающихся. В ходе дискуссии участники пришли к заключению, что резильентность обусловлена не только образовательной стратегией школы и организационной культурой, но и готовностью школьных команд активно включать сетевое взаимодействие и сотрудничать с коллегами по агрегации эффективных управленческих и педагогических практик в собственную деятельность. В результате участники определили направления деятельности по интеграции ресурсов для обеспечения резильентности школ в целях повышения способности противостоять влиянию контекстных факторов.
Выступления спикеров в прилагаемом презентационном материале.
Видеозапись дискуссионной площадки.
Л. С. Дубовая, заведующая отделом менторского сопровождения управленческих кадров КРИПКиПРО.
А. А. Давыденко, заведующая лабораторией научно-методического сопровождения школ на этапе перехода в эффективный режим работы КРИПКиПРО.
II Межрегиональная НПК «Бережливое управление в образовании: человеческий капитал» проведена на базе КРИПКиПРО в контексте реализации регионального проекта «Внедрение бережливого производства в деятельность образовательных организаций Кузбасса» (сроки реализации: 2021 – 2024 гг.), а также вступления в силу с 1 марта 2022 года профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.04.2021 № 250н.
В конференции в режиме офлайн и онлайн приняли участие более 10 модераторов, 60 спикеров, 15 экспертов из городов, муниципальных округов и районов Кемеровской области: Гурьевска, Белово, Березовского, Калтана, Кемерово, Кемеровского МО, Междуреченска, Новокузнецка, Осинников, Полысаева, Прокопьевска, Промышленновского МО, Таштагола, Тяжинского МО, Юрги; а также из Белгорода, Иркутска, Красноярска, Липецка, Перми, Москвы и Московской области (г. Электросталь и г. Балашиха), Нижнего Новгорода, Старого Оскола, Уфы, Якутска. Кроме того, к работе НПК посредством трансляции подключились более 500 работников сферы образования Кузбасса и других субъектов РФ.
Цель конференции - обобщение продуктивного организационно-управленческого и научно-методического опыта в оптимизации деятельности образовательных организаций, реализующих проекты бережливого типа, направленные на координацию и сопровождение человеческих ресурсов.
В рамках конференции состоялись 5 треков в г. Кемерово, 5 дискуссионных площадок в муниципалитетах Кузбасса, а также присоединились площадки из субъектов РФ: Республика Башкирия, Республика Саха (Якутия), Тюменская и Тамбовская области.
В ходе пленарного заседания было уделено внимание вопросам по созданию образцов бережливых образовательных организаций, формированию бережливых руководителей и педагогов, а также бережливой личности обучающихся.
На площадке открытого заседания регионального клуба «Бережливое образование Кузбасса» (приказ Министерства образования и науки Кузбасса от 07.09.2021 г. № 2494 «О региональных профессиональных методических объединениях педагогических работников») эксперты всероссийского и регионального уровней в ходе широкой повестки представили обобщение опыта внедрения бережливого управления в деятельность образовательных организаций и обсудили возможности применения методов и технологий тайм-менеджмента, бережливого производства и цифрового менеджмента.
В целях повышения эффективности и совершенствования деятельности, а также формирования культуры бережливого управления в образовательных организациях спикеры предложили кейс-решения по информированию участников образовательных отношений, оптимизации и совершенствованию образовательных процессов, формированию бережливой личности педагогов и детей.
В работе пяти муниципальных площадок Кузбасса городов: Белова, Новокузнецка, Прокопьевска, Промышленновского, Юрги приняли участие руководящие и педагогические работники более 200 образовательных организаций.
Участники офлайн и онлайн встреч (кайдзен-полигонов, кейс- и коуч-сессий, заседания клуба) обменялись опытом бережливого управления в образовательных организациях. В ходе обсуждения реализованных лин-проектов и коллаборации руководящими и педагогическими работниками были представлены предложения по актуальным вопросам бережливого управления в образовании:
- формирование бережливых компетенций и раскрытие личностного потенциала педагога для повышения эффективности образования;
- применение методов и инструментов бережливого менеджмента в управлении качеством образования;
- внедрение кайдзен-мероприятий по улучшению образовательных процессов с целью создания ценностей как для педагогов, так и для детей;
- тиражирование эффективные практик реализации лин-проектов на уровне организации и муниципалитета;
- развитие наставничества как формата опережающей подготовки кадров;
- использование бережливых технологий и agile-подхода в управлении образовательными проектами (гибкое управление проектами в команде разработки) и применения eduscrum-технологий в образовательной деятельности;
- обеспечение персонализации/индивидуализации процесса методического сопровождения педагога, а также создание благоприятной среды для командного взаимодействия в процессе разработки и реализации лин-проектов, расширение коммуникативных связей и институционализация профессиональной коллаборации;
- актуализация доступа к обновляемому содержанию учебных предметов, образовательному контенту и ревитализация педагогических технологий на основе методологии бережливого производства в процессе методического сопровождения;
- использование возможностей цифрового менеджмента в формировании системы бережливого управления ОО;
- формирование бережливого мышления у руководящих работников ОО.
Участники конференции подчёркивают ключевые позиции по внедрению бережливых технологий в образование, в частности в процесс формирования бережливой личности.
- Лин-мышление, или бережливое мышление, у руководящих работников развивается тогда, когда каждый инструмент бережливого производства становится неотъемлемой частью каждодневной работы; между лин-мышлением и лин-культурой можно поставить знак «равно» — это эффективная среда, где применяются инструменты бережливого производства.
- Формирование лин-мышления — это последовательные и настойчивые шаги. Быстрых побед здесь не бывает. Можно видеть только внешний прогресс — канбан-доски, навигационные и информационные таблички и т. д. Но на то, чтобы произошла глубокая трансформация культуры, уходит 3—4 года. К этому времени руководящие и педагогические работники начинают использовать лин-инструменты без всяких напоминаний и контрольных мероприятий.
- Инструменты бережливых технологий в связке с agile-подходом и eduscrum обеспечивают переосмысление профессионального опыта педагога, актуализации его саморазвития и профессионального успеха.
- Лин-проекты в контексте методического сопровождения способствуют повышению эффективности индивидуальных образовательных траекторий педагогов, соответствующих запросам и потребностям каждого педагога на дальнейший профессиональный рост.
В целях эффективного исполнений трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом руководителя образовательной организации участники конференции предлагают:
- продолжить работу по внедрению бережливого производства в деятельность организаций дошкольного, общего и дополнительного образования с целью формирования лин-мышления у руководящих работников и лин-культуры в каждой ОО;
- рассмотреть возможности внедрения agile-подходов и eduscrum для повышения результативности методического сопровождения педагогов;
- активизировать разработку лин-проектов в контексте методического сопровождения для оптимизации рабочих процессов в общеобразовательных организациях и актуализации профессионального развития и самореализации педагогов;
- обеспечить адаптацию инструментов бережливого производства к осуществлению педагогической деятельности и ревитализацию педагогических технологий на основе методологии бережливого производства;
- использовать в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении общеобразовательной организацией;
- реализовывать проекты в сфере цифровой трансформации образовательной организации.