Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса


В контексте реализации проекта «Социокультурные истоки» 21 января 2025 года кафедрой дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса проведен межрегиональный онлайн-вебинар "Школа инновационного педагогического опыта" по "Истоковедению".

Вебинар был организован с целью научно-методического сопровождения деятельности педагогов и стал площадкой для обмена идеями, лучшими практиками и передовым опытом в области формирования основ гражданской и культурной идентичности обучающихся. Онлайн-вебинар был посвящен реализации программы «Социокультурные истоки» в преемственности дошкольного и начального общего образования и обмену опыта с коллегами из г. Ханты-Мансийска.

Вебинар открыла Заруцкая Светлана Валериевна, заведующий кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса. В своем выступлении "Программа «Социокультурные истоки» в контексте современной философии образования" Светлана Валериевна акцентировала внимание на актуальности и значимости программы в современном образовательном пространстве, подчеркнув её роль в формировании гармонично развитой личности на основе традиций отечественной культуры.

Митирева Лариса Николаевна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса, раскрыла особенности реализации программы в соответствии с ФГОС начального и основного общего образования, обозначила нормативную базу и ключевые требования к реализации программы «Социокультурные истоки».

 Коллеги из Ханты-Мансийска: Полякова Елена Владимировна, заведующий МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства», и Лактионова Анна Григорьевна, учитель-логопед, старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка-Детский сад №20 «Сказка», Гаевская Светлана Викторовна поделились своими наработками по апробации программы "Верность родной земле" (Истоки).

Педагоги продемонстрировали использование инструментария программы, а также подробно остановились на рассмотрении одного из ключевых направлений – служение Отечеству. Особый интерес вызвала презентация использования книги по развитию речи «Истоки великой Победы» в подготовке к празднованию 80-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., которая продемонстрировала преемственность поколений и уважение к героическому прошлому страны.

Онлайн-вебинар «Школа инновационного педагогического опыта» по «Истоковедению» стал площадкой для профессионального развития педагогов Кузбасса. Участники вебинара получили не только ценные знания, но и заряд вдохновения для дальнейшей работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Онлайн-вебинар закрепил определенные формы работы, в том числе и с родителями. Выражаем благодарность всем спикерам и участникам за активную работу и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество в области реализации программы «Социокультурные истоки».

Мы уверены, что полученные знания и опыт найдут свое применение в работе каждого педагога, и будут способствовать формированию у детей любви к Отечеству, уважения к культуре и традициям, а также активной гражданской позиции. До встречи на следующих семинарах.

22 января 2025 года на базе ИРО Кузбасса прошел вебинар «Особенности социокультурной и языковой интеграции младших школьников из семей мигрантов», направленный на изучение особенностей социокультурной и языковой интеграции детей-мигрантов младшего школьного возраста.

Всего в мероприятии приняли участие около 150человек.

В ходе вебинара были рассмотрены ключевые аспекты социокультурной и языковой адаптации детей младшего школьного возраста из семей мигрантов. Спикерами обсуждались различные подходы к интеграции таких детей в образовательную среду, а также методы поддержки их культурного и языкового развития:

  • Реализация регионального проекта «Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по социализации и языковой адаптации детей иностранных граждан и с миграционной историей в образовательных организациях Кемеровской области – Кузбассе в 2024/2027 гг.» (Владимирова Лариса Михайловна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса).
  • Современные инструменты социокультурной интеграции и языковой адаптации детей-мигрантов в начальной школе: (Пичугин Сергей Сергеевич, канд. пед.наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ, Почетный работник общего образования РФ, лектор-методист АНО «НЦИО» и издательства «Экзамен»).
  • Как организовать образовательную адаптацию ребёнка из семьи мигрантов (Гераськина Марина Петровна, заведующая отделом по адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Кузбасского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»).
  • Психолого-педагогическое сопровождение адаптации и социализации младших школьников из семей мигрантов (Митирева Лариса Николаевна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса).
  • Обучение русскому произношению (Алевтина Рюриковна Федорова, методист информационно-методического центра издательства "Русское слово", кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ)

На вебинаре были обсуждены основные темы, такие как:

  1. Социальная адаптация детей мигрантов: особенности социальной адаптации детей мигрантов в школе и обществе; проблемы, с которыми сталкиваются дети при переходе в новую культурную среду.
  2. Языковая интеграция: трудности, возникающие у детей при изучении нового языка; методы и способы обучения русскому языку как второму языку; важность создания благоприятной атмосферы для изучения языка без стресса.
  3. Культурная интеграция: роль культурных различий в процессе адаптации детей; успешные практики включения элементов родной культуры в учебный процесс.
  4. Роль семьи в процессе интеграции: способы вовлечения родителей в образовательный процесс; рекомендации по взаимодействию школы и семьи для успешной интеграции ребенка; значимость совместных усилий школы и семьи в создании комфортной среды для ребенка.
  5. Значимость проведения регионального конкурса юных чтецов «Язык, объединяющий народы» в цели приобщения обучающихся из числа детей-инофонов к русскому языку посредством изучения национальной литературы

На основании обсуждений и представленных материалов участники пришли к следующим выводам и рекомендациям:

- Важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и создавать персонализированные программы поддержки.

- Необходимо активно привлекать родителей к процессу обучения и адаптации детей.

Как организовать образовательную адаптацию ребёнка из семьи мигрантов

Модель адаптации детей мигрантов

Подробнее

21.01.2025 ИРО Кузбасса совместно с Кузбасским РЦППМС провели первую онлайн-сессию с опорными площадками регионального образовательного проекта «Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по социализации и языковой адаптации детей иностранных граждан и с миграционной историей в образовательных организациях Кемеровской области - Кузбассе в 2024/2027 гг.». Подключились к онлайн-сессии более 90 участников.

Константинова Нина Анатольевна, заведующий кафедрой гуманитарного и художественно-эстетического образования ИРО Кузбасса, представила комплекс образовательных и конкурсных мероприятий дорожной карты на первое полугодие 2025 года по трем направлениям реализации проекта – лингвометодическое, психолого-педагогическое, воспитательное.

Гераськина Марина Петровна, заведующий отделом по адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Кузбасского РЦППМС, детализировала алгоритм вхождения (адаптации) детей мигрантов в новую образовательную среду, познакомила с планом мероприятий центра на 2025 год.

Осипова Татьяна Юрьевна, заведующий кафедрой психолого-педагогического сопровождения, представила участникам модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе.

Заруцкая Светлана Валерьевна, заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования, сделала акцент на значимости реализации социокультурного проекта «Истоки», направленного на формирование системы нравственных ценностей, социокультурной толерантности у детей с мигрантов дошкольного возраста.

В завершении онлайн-сессии были обозначены ожидаемые методические продукты опорных площадок и механизмы взаимодействия всех участников проекта.

Онлайн-сессия прошла в продуктивной и динамичной атмосфере. Благодарим всех участников! Уверены, что полученная информация будет эффективно реализована на практике. Следующая встреча запланирована на 20.03.2025.

22 января 2025 года кафедра психолого-педагогического сопровождения ИРО Кузбасса провела семинар-тренинг «Психологическая устойчивость педагогов».

Цель семинар-тренинга совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников по вопросам психологической устойчивости и психологического здоровья педагогов.

С участниками тренинга были проработаны механизмы развития психологической устойчивости и причины её дестабилизации. Способы восстановления личных ресурсов и саморазвития.

Благодарим всех, кто принял участие в семинаре-тренинге и приглашаем принять участие в психологическом практикуме «Психология общения. Техники релаксации и саморегуляции» 12.02.2025 г.

 

С уважением, Савоськина М.Н., методист кафедры ППС,

Осипова Т.Ю., зав. кафедрой ППС,  

Вертилецкая И. Г., заведующий центром УМСОД ИРО Кузбасса, канд. пед. наук, доцент


© 2025 ИРО Кузбасса