29.09.2022 г. с 10.00 до 15.25 на базе КРИПКиПРО проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Современный взгляд на непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров», посвященная юбилею Натальи Эмильевны Касаткиной, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ, Лауреата премии Правительства РФ в области образования, Почётного учителя Кузбасса, почётного профессора Кузбасса, академика МАН ВШ и АПСН.
Мероприятие было направлено на актуализацию эффективного опыта организации, инновационных решений, проблем и перспектив развития системы непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, выявление методического потенциала образовательного события, определение современных видов и форматов наставничества, согласование подходов к вертикально-интегрированному взаимодействию методических структур различного уровня.
Открыл конференцию Сергей Александрович Пфетцер, первый заместитель министра образования Кузбасса. В своем выступлении он раскрыл основные векторы развития образования Кемеровской области –Кузбасса, обозначил реперные точки достижения целевых показатели национального проекта «Образование» в регионе, рассказал о созданных субсидиарных сущностях (Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, IT-кубы, кванториумы, Точки роста и др.), о специфике деятельности каждой из них, их методическом потенциале для непрерывного профессионального развития педагогов.
Витольд Альбертович Ясвин, д-р психол. наук, д-р пед. наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий МГИМО МИД России представил опыт формирования управленческих и педагогических компетенций в сфере проектирования и организации личностно-развивающих образовательных сред, рассказал о механизмах оценки результативности работы образовательной организации в контексте современных требований системы образования, предложил различные модели оценки результативности.
Ашлапова Тамара Валентиновна, заслуженный учитель РФ, директор центра образовательной и проектно-исследовательской деятельности ОГАУ «ИРО» рассказала о внедрении в Ульяновской области системы наставничества, обозначила основные направления работы центра, поделилась опытом создания и сопровождения клуба наставников, проведения методических дней, планирования наставнической деятельности и стимулирования педагогов-наставников, контроля деятельности. Данный опыт вызвал живой интерес у всего профессионального сообщества.
В рамках конференции была организована работа следующих секций: «Горизонтальное обучение как формат непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров», «Индивидуальная траектория профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров с учетом их запросов и результатов диагностики профессиональных компетенций», «Методическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства работников образования в современных форматах», «Методическая деятельность в образовательной организации: новые вызовы, трансформационные процессы, проблемные зоны, эффективные решения», «Наставничество как пространство для профессионального развития работников образования».
Программа конференции размещена на сайте КРИПКиПРО
В конференции приняли участие порядка 550 руководителей и специалистов институтов развития образования и повышения квалификации педагогических работников; руководителей и специалистов ЦНППМ; руководителей, специалистов органов управления образованием, муниципальных методических служб, образовательных организаций; управленческих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского, Пермского края, Брянской, Смоленской, Ульяновской, Томской области, Чувашской республики, Кемеровской области-Кузбасса. Из них около 170 работников образования приняли очное участие в конференции.
В рамках мероприятия были актуализированы идеи непрерывного профессионального развития, горизонтального обучения, обозначены механизмы построения индивидуальной траектории профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, определены методологические основы непрерывного повышения профессионального мастерства, представлены модели научно-методического сопровождения профессионального развития работников образования на базе образовательной организации, раскрыты основные аспекты наставнической деятельности.
В рамках конференции были обозначены следующие проблемы: мотивация педагогических работников и управленческих кадров на профессиональное развитие, недостаточное владение технологиями наставничества, высокая учебная нагрузка, нормативно-правовое обеспечение проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, наставнической деятельности. В ходе обсуждения были предложены пути решения: совершенствовать систему мотивации и стимулирования работников образования как на уровне образовательной организации, так и на уровне муниципалитета и региона; формировать опыт участия в конкурсах профессионального мастерства, в профессиональных педагогических сообществах, ассоциациях, стажировках; осваивать опыт других регионов; перераспределить нагрузку педагогов; организовывать тренинги по профессиональному развитию в рамках образовательной организации; развивать систему горизонтальной карьеры; активно внедрять в образовательных организациях практику построения индивидуальных образовательных маршрутов на основе запросов и дефицитов работников образования; организовывать сетевое обучение, включающее обмен лучшими практиками образовательных организаций; совершенствовать программное обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Все участники мероприятия отметили необходимость регулярного повышения уровня профессионального мастерства, наличие широких возможностей для совершенствования профессиональных компетенций и развития педагогического потенциала. Также работники образования отметили актуальность рассматриваемых тем и обозначили возможность использования предложенных практик в профессиональной деятельности.
Ссылки для просмотра:
Секция «Наставничество как пространство для профессионального развития работников образования»
29 сентября 2022 г. в КРИПКиПРО кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин в соответствии с планом образовательных услуг провела семинар в формате воркшопа по теме: «Реализация филологическими дисциплинами регионального компонента в поликультурной среде».
В начале семинара Инга Геннадьевна Вертилецкая, заведующий кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО, обозначила актуальные подходы к организации образовательной деятельности в условиях поликультурной образовательной среды и реализации требований обновленных ФГОС ООО. Формирование качественной поликультурной образовательной среды тем более важно, что в условиях миграционных процессов повышается значение духовно-нравственного, патриотического воспитания, интерес к другим культурам и языкам. Роль учебных дисциплин филологического цикла в данном процессе неоспорима.
Ащеулова Ирина Владимировна, методист по русскому языку и литературе кафедры ГиХЭД, предложила участникам семинара новые (издания 2022 года) биобиблиографические источники по региональной, краеведческой тематике. Состоялась презентация сборника методических материалов «Образ Кузбасса на уроках родного (русского) языка, родной (русской) литературы и во внеурочной деятельности»: Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2022. – 76 стр. Данное издание будет полезно учителям русского языка и литературы, осуществляющих преподавание предметной области «Родной язык и родная литература» на региональном материале. Особое внимание было уделено юбилейным датам 2023 года: юбилеи кузбасских писателей В. Д. Федорова, И. М. Киселева и др.
Карпова Галина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, референт Союза писателей Кузбасса, выступила с презентацией издательского проекта «Классика земли Кузнецкой». Вниманию участников семинара была представлена 2 книга 2 тома «Золотой запас прозы Кузбасса».
Чуклина Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №12» г. Ленинск-Кузнецкий, в сообщении «Традиционные праздники как средство формирования гражданской идентичности личности обучающегося в поликультурной образовательной среде» представила курс внеурочной деятельности по освоению обучающимися духовно-нравственных традиций русского народа.
В рамках воркшопа состоялось живое, неформальное общение педагогов, участники семинара делились собственным опытом и мыслями по поводу использования культурного богатства Кузбасса в урочной и внеурочной деятельности и вовлечения учащихся в творческую и социально активную деятельность.
Спасибо всем участникам семинара, до новых встреч!
Ащеулова И. В., методист КГиХЭД КРИПКиПРО, канд. филол. наук, доцент
Вертилецкая И. Г., заведующий кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО, канд. педагог. наук, доцент
Название | Автор |
Новое в учебно-методическом обеспечении преподавания регионального компонента | Ащеулова Ирина Владимировна |
Традиционные праздники как средство формирования гражданской идентичности личности обучающегося в поликультурной образовательной среде | Чуклина Татьяна Анатольевна |
в рамках (Меж)Региональной дизайн-сессии «Повышение эффективности образовательного события» и Всероссийской научно-практической конференции «Современный взгляд на непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров»
29 сентября 2022 года в КРИПКиПРО состоялась дизайн-сессия «Повышение эффективности образовательного события», в рамках которой был организован трек 1 «Инновационные решения развития кадрового потенциала: новые возможности образовательного события».
Этот формат взаимодействия объединил членов клуба менторов «Флагманы образования», представителей муниципальных методических служб, руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, тьюторов, наставников, которые хотели бы лучше понимать профессиональные потребности друг друга, и повысить эффективность совместной работы. С помощью творческого подхода участники генерировали идеи для решения конкретных проблем.
Работа трека была выстроена по 4 тактам: «Осмысляем - Смотрим - Думаем - Делаем».
На этапе «Осмысляем» участники погрузились в проблематику «Какой формат взаимодействия нужен для нового поколения?»
На этапе «Смотрим» были представлены эффективные практики командного взаимодействия как Кузбасса, так и г. Москвы, г. Ярославля и г. Калининграда. Участники нашли ответы на следующие вопросы:
- Почему важно работать в командах?
- Как вырасти вместе в Балтийском клубе менторов?
- Как сделать эффективным горизонтальное обучение учителей в профессиональных обучающихся сообществах?
- Как интегрировать формальное и неформальное образование для удовлетворения профессиональных запросов руководящих и педагогических кадров?
- Как обеспечить рост профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров в муниципалитете в работе ПОС с помощью ментора?
- Как организовать работу и повысить качество образования через метапредметное взаимодействие с использованием ресурсов команды?
- Какие приемы подготовки, организации и проведения образовательного события наиболее эффективны в деятельности ПОС?
На этапе «Думаем» была организована работа в группах, в ходе которой участники провести коллективное генерирование идей и их обсуждении в формате ролевой игры. Участникам был предложен метод креативной стратегии Уолта Диснея. Каждый участник команды воплотился поочередно в разные роли «Мечтателя», «Критика», «Реалиста.
На этапе «Делаем» состоялось представление итогов работы групп: «Новые возможности образовательного события. Как реализовать инновационные идеи?». Каждая группа подготовила креативные идеи и план действий по их реализации, обсудила необходимые ресурсы и возможные риски. Применение выработанных решений будет способствовать профессиональному росту педагогов и управленцев через командное взаимодействие в рамках профессиональных обучающихся сообществ (ПОС).
С содержанием выступлений можно ознакомиться в прилагаемом презентационном материале.
Л.С. Дубовая, заведующая отделом МСУК
А. А. Давыденко, методист КУЭиПРО