20 сентября 2022 года состоялся вебинар «Инновационная инфраструктура в сфере образования: новые акценты межведомственного взаимодействия».
На вебинаре обсуждались вопросы о формировании и функционировании инновационной инфраструктуры в системе образования региона, которая представлена региональными и федеральными инновационными площадками. Представители региональных инновационных площадок продемонстрировали практику, раскрыли потенциалы межведомственного взаимодействия в деятельности образовательных организаций по следующим проблематикам:
- формирование цифровой среды в образовательной организации,
- социально-образовательное партнёрство гимназии в рамках производственно-технологического кластера,
- формирование основ культуры безопасности дошкольников,
- формирование законопослушного поведения у воспитанников детского дома, состоящих на различных видах учета,
- выявление детей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства,
- формирование трудовых операций у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями.
На вебинар подключились 55 руководящих и педагогических работников образовательных организаций, институтов повышения квалификации, методистов муниципальных методических служб из 12 муниципалитетов: г. Кемерово, Беловского, Березовского, Калтанского, Ленинск-Кузнецкого, Мысковского, Новокузнецкого, Осинниковского, Прокопьевского, Юргинского ГО и Гурьевского, Тяжинского МО.
Название | Автор |
О формировании и функционировании инновационной инфраструктуры в системе образования | Варова Татьяна Ивановна, заведующая лабораторией научно-методического сопровождения инновационной и экспериментальной деятельности в образовании КРИПКиПРО |
Формирование цифровой среды в условиях межведомственного взаимодействия | Сычева Татьяна Анатольевна, директор регионального центра цифровизации образования КРИПКиПРО |
Социально-образовательное партнёрство гимназии в рамках производственно-технологического кластера | Вагайцева Елена Сергеевна, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Гимназия №42», г. Кемерово |
Формирование основ культуры безопасности дошкольников: межведомственное взаимодействие | Крутицкая Марина Ивановна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №10», Березовский ГО |
Формирование законопослушного поведения у воспитанников детского дома, состоящих на различных видах учета, в условиях межведомственного взаимодействия | Шипачева Елена Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ «Детский дом № 2», г. Кемерово |
Организация для детей-сирот как субъект межведомственного взаимодействия в мероприятиях по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства | Бабуков Константин Валерьевич, директор МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга», Юргинский ГО |
Формирование трудовых операций у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях сетевого взаимодействия | Николаева Кристина Николаевна, директор МКОУ «СКОШ № 6», Ленинск-Кузнецкий ГО |
29.09.2022 г. с 10.00 до 15.25 на базе КРИПКиПРО проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Современный взгляд на непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров», посвященная юбилею Натальи Эмильевны Касаткиной, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ, Лауреата премии Правительства РФ в области образования, Почётного учителя Кузбасса, почётного профессора Кузбасса, академика МАН ВШ и АПСН.
Мероприятие было направлено на актуализацию эффективного опыта организации, инновационных решений, проблем и перспектив развития системы непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, выявление методического потенциала образовательного события, определение современных видов и форматов наставничества, согласование подходов к вертикально-интегрированному взаимодействию методических структур различного уровня.
Открыл конференцию Сергей Александрович Пфетцер, первый заместитель министра образования Кузбасса. В своем выступлении он раскрыл основные векторы развития образования Кемеровской области –Кузбасса, обозначил реперные точки достижения целевых показатели национального проекта «Образование» в регионе, рассказал о созданных субсидиарных сущностях (Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, IT-кубы, кванториумы, Точки роста и др.), о специфике деятельности каждой из них, их методическом потенциале для непрерывного профессионального развития педагогов.
Витольд Альбертович Ясвин, д-р психол. наук, д-р пед. наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий МГИМО МИД России представил опыт формирования управленческих и педагогических компетенций в сфере проектирования и организации личностно-развивающих образовательных сред, рассказал о механизмах оценки результативности работы образовательной организации в контексте современных требований системы образования, предложил различные модели оценки результативности.
Ашлапова Тамара Валентиновна, заслуженный учитель РФ, директор центра образовательной и проектно-исследовательской деятельности ОГАУ «ИРО» рассказала о внедрении в Ульяновской области системы наставничества, обозначила основные направления работы центра, поделилась опытом создания и сопровождения клуба наставников, проведения методических дней, планирования наставнической деятельности и стимулирования педагогов-наставников, контроля деятельности. Данный опыт вызвал живой интерес у всего профессионального сообщества.
В рамках конференции была организована работа следующих секций: «Горизонтальное обучение как формат непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров», «Индивидуальная траектория профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров с учетом их запросов и результатов диагностики профессиональных компетенций», «Методическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства работников образования в современных форматах», «Методическая деятельность в образовательной организации: новые вызовы, трансформационные процессы, проблемные зоны, эффективные решения», «Наставничество как пространство для профессионального развития работников образования».
Программа конференции размещена на сайте КРИПКиПРО
В конференции приняли участие порядка 550 руководителей и специалистов институтов развития образования и повышения квалификации педагогических работников; руководителей и специалистов ЦНППМ; руководителей, специалистов органов управления образованием, муниципальных методических служб, образовательных организаций; управленческих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского, Пермского края, Брянской, Смоленской, Ульяновской, Томской области, Чувашской республики, Кемеровской области-Кузбасса. Из них около 170 работников образования приняли очное участие в конференции.
В рамках мероприятия были актуализированы идеи непрерывного профессионального развития, горизонтального обучения, обозначены механизмы построения индивидуальной траектории профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, определены методологические основы непрерывного повышения профессионального мастерства, представлены модели научно-методического сопровождения профессионального развития работников образования на базе образовательной организации, раскрыты основные аспекты наставнической деятельности.
В рамках конференции были обозначены следующие проблемы: мотивация педагогических работников и управленческих кадров на профессиональное развитие, недостаточное владение технологиями наставничества, высокая учебная нагрузка, нормативно-правовое обеспечение проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, наставнической деятельности. В ходе обсуждения были предложены пути решения: совершенствовать систему мотивации и стимулирования работников образования как на уровне образовательной организации, так и на уровне муниципалитета и региона; формировать опыт участия в конкурсах профессионального мастерства, в профессиональных педагогических сообществах, ассоциациях, стажировках; осваивать опыт других регионов; перераспределить нагрузку педагогов; организовывать тренинги по профессиональному развитию в рамках образовательной организации; развивать систему горизонтальной карьеры; активно внедрять в образовательных организациях практику построения индивидуальных образовательных маршрутов на основе запросов и дефицитов работников образования; организовывать сетевое обучение, включающее обмен лучшими практиками образовательных организаций; совершенствовать программное обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Все участники мероприятия отметили необходимость регулярного повышения уровня профессионального мастерства, наличие широких возможностей для совершенствования профессиональных компетенций и развития педагогического потенциала. Также работники образования отметили актуальность рассматриваемых тем и обозначили возможность использования предложенных практик в профессиональной деятельности.
Ссылки для просмотра:
Секция «Наставничество как пространство для профессионального развития работников образования»
29 сентября 2022 г. в КРИПКиПРО кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин в соответствии с планом образовательных услуг провела семинар в формате воркшопа по теме: «Реализация филологическими дисциплинами регионального компонента в поликультурной среде».
В начале семинара Инга Геннадьевна Вертилецкая, заведующий кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО, обозначила актуальные подходы к организации образовательной деятельности в условиях поликультурной образовательной среды и реализации требований обновленных ФГОС ООО. Формирование качественной поликультурной образовательной среды тем более важно, что в условиях миграционных процессов повышается значение духовно-нравственного, патриотического воспитания, интерес к другим культурам и языкам. Роль учебных дисциплин филологического цикла в данном процессе неоспорима.
Ащеулова Ирина Владимировна, методист по русскому языку и литературе кафедры ГиХЭД, предложила участникам семинара новые (издания 2022 года) биобиблиографические источники по региональной, краеведческой тематике. Состоялась презентация сборника методических материалов «Образ Кузбасса на уроках родного (русского) языка, родной (русской) литературы и во внеурочной деятельности»: Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2022. – 76 стр. Данное издание будет полезно учителям русского языка и литературы, осуществляющих преподавание предметной области «Родной язык и родная литература» на региональном материале. Особое внимание было уделено юбилейным датам 2023 года: юбилеи кузбасских писателей В. Д. Федорова, И. М. Киселева и др.
Карпова Галина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, референт Союза писателей Кузбасса, выступила с презентацией издательского проекта «Классика земли Кузнецкой». Вниманию участников семинара была представлена 2 книга 2 тома «Золотой запас прозы Кузбасса».
Чуклина Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №12» г. Ленинск-Кузнецкий, в сообщении «Традиционные праздники как средство формирования гражданской идентичности личности обучающегося в поликультурной образовательной среде» представила курс внеурочной деятельности по освоению обучающимися духовно-нравственных традиций русского народа.
В рамках воркшопа состоялось живое, неформальное общение педагогов, участники семинара делились собственным опытом и мыслями по поводу использования культурного богатства Кузбасса в урочной и внеурочной деятельности и вовлечения учащихся в творческую и социально активную деятельность.
Спасибо всем участникам семинара, до новых встреч!
Ащеулова И. В., методист КГиХЭД КРИПКиПРО, канд. филол. наук, доцент
Вертилецкая И. Г., заведующий кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО, канд. педагог. наук, доцент
Название | Автор |
Новое в учебно-методическом обеспечении преподавания регионального компонента | Ащеулова Ирина Владимировна |
Традиционные праздники как средство формирования гражданской идентичности личности обучающегося в поликультурной образовательной среде | Чуклина Татьяна Анатольевна |