20 марта 2024 года состоялась Х Всероссийская научно-практическая конференция «Соловьёвские чтения».
В конференции приняли участие более 500 человек из муниципалитетов Кемеровской области-Кузбасса.
Городские округа: Анжеро-Судженский ГО Беловский ГО, Калтанский ГО, Кемеровский ГО, Киселевский ГО, Ленинск-Кузнецкий ГО, Междуреченский ГО, Новокузнецкий ГО, Прокопьевский ГО, Юргинский ГО.
Муниципальные округа: Беловский МО, Гурьевский МО, Ижморский МО, Кемеровский МО, Крапивинский МО, Ленинск-Кузнецкий МО, Прокопьевский МО, Промышленновский МО, Чебулинский МО.
Территории РФ: г. Москва, Республика Алтай
Цели конференции:
- определение потенциала естественно-научного, географического и технологического образования в свете ключевых положений, обновлённых ФГОС ДОО, НОО, ООО и СОО;
- обсуждение путей повышения эффективности организации образовательной деятельности интегрированной краеведческой направленности;
- оценка механизмов трансформации естественно-научной картины мира с учётом достижений современных наук о цифре и технологиях.
Конференция включала в себя пленарный модуль в виде телемоста и секционную работу в виде дискуссионных площадок:
Дискуссионная площадка № 1 «Функциональная грамотность: ключевые компетенции 21 века», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 2 «Интеграция наук в учебном процессе - основа современного образования», на базе: ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 3 «Эффективные практики в деятельности педагога по развитию познавательного интереса обучающихся к родному краю», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 4 «Гражданско-патриотическое воспитание: региональный краеведческий аспект в общем образовании», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 5 «Современные образовательные практики и технологии в
естественных науках и туризме», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 6 «Краеведение и экология: взаимосвязь с природой и культурой родного края», на базе ИРО Кузбасса.
Дискуссионная площадка № 7 «Моя Малая Родина – моя Большая страна: краеведение как инструмент воспитания гражданственности школьников и студентов СПО», на базе ГАПОУ КузПК.
Дискуссионная площадка № 8 «Интеграция наук о природе в процессе формирования функциональной грамотности», на базе МБНОУ «Гимназия №18» Ленинск-Кузнецкого МО.
Дискуссионная площадка № 9, на базе МБОУ «Лицей №57» Прокопьевского ГО.
Дискуссионная площадка № 10 «Формирование эколого-краеведческих компетенций и
развитие экологического мышления обучающихся», на базе МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрги», Юргинского ГО.
Дискуссионная площадка № 11 «Инженерные школы России: опыт и перспективы», на базе ГБОУ «Школа № 1517» г. Москва.
Дискуссионная площадка № 12 «Специальная секция «Функциональная грамотность в цифровом мире», на базе БУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай».
На пленарном модуле в формате «Телемост» в очном и дистанционном формате выступили:
- Скалон Николай Васильевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой зоологии и экологии, профессор ФБГОУ ВПО КемГУ
- Рябов Валерий Анатольевич, кандидат географических наук, доцент, декан факультета физической культуры, естествознания и природопользования КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк
- Андреева Оксана Сергеевна, кандидат географических наук, доцент кафедры геоэкологии и географии КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк
- Треньков Иван Павлович, заместитель директора по науке заповедника ГПБЗ «Кузнецкий Алатау»
- Сильянова Анна Владимировна, руководитель центра географии и картографии АО «Издательство «Просвещение» г. Москва
Темы, предложенные спикерами, вызвали живой интерес у участников конференции.
В рамках конференции работали 12 дискуссионных площадок, на которых педагоги обсудили актуальные вопросы интеграции содержания географии и естественно-научных предметов на всех уровнях общего образования.
Дискуссионная площадка №1 «Функциональная грамотность: ключевые компетенции 21 века (из опыта работы опорных и стажировочных площадок)» на базе ИРО Кузбасса включала в себя работу педагогов по обмену опытом работы по формированию и развитию функциональной грамотности школьников. По предложенной теме было дано три мастер-класса. Все выступления были практико-ориентированными.
На дискуссионной площадке № 2 «Интеграция наук в учебном процессе - основа современного образования» ИРО Кузбасса педагоги обсудили экологические и краеведческие аспекты как комплексное средство экологического воспитания и образования школьников. Поделились опытом проектно-исследовательской деятельности по исследованию местных природных ресурсов (в том числе, с использованием ресурсов ЦО «Точка роста»).
Дискуссионная площадка №3 «Эффективные практики деятельности педагога по развитию познавательного интереса обучающихся к родному краю» на базе ИРО Кузбасса включала в себя наработки педагогов по использованию краеведческого материала при организации внеурочной деятельности обучающихся и развития познавательного интереса к родному краю у школьников младшего и среднего возраста.
Дискуссионная площадка № 4 «Гражданско-патриотическое воспитание: региональный краеведческий аспект в общем образовании» на базе РО Кузбасса была организована в форме круглого стола. Обсуждали патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения и истории Кузбасса при использовании авторских рабочих тетрадей как дидактического средства работы школьников.
Дискуссионная площадка № 5 «Современные образовательные практики и технологии в естественных науках и туризме» на базе ИРО Кузбасса. Были рассмотрены возможности образовательных веб-квестов в вопросах формирования системы знаний, умений и навыков по туристско-краеведческой деятельности. Предложены варианты реализация туристско-краеведческих программ через активную познавательную деятельность учащихся.
Дискуссионная площадка № 6 «Краеведение и экология: взаимосвязь с природой и культурой родного края» на базе ИРО Кузбасса. В работе данной секции органично сочетались дидактические игры для дошкольников и волонтерское движение «Эковолонтеры и Эколята вместе берегут природу» для школьников младшего и основного звена. Рассмотрены варианты ЭОР «Экскурсия по Кузбассу» для разновозрастных детских групп.
Дискуссионная площадка № 7 «Моя Малая Родина – моя Большая страна: краеведение как инструмент воспитания гражданственности школьников и студентов СПО» на базе ГАПОУ КузПК. В данной секции совместно работали преподаватели Кузбасского педагогического колледжа и педагоги Кемеровских школ. Большой интерес участников данной дискуссионной площадки вызвали презентации: «Электронное учебное пособие «Кузбасс на ладошке» и «Кузбасс гастрономический» в цифровом формате.
Дискуссионная площадка № 8 «Интеграция наук о природе в процессе формирования функциональной грамотности» на базе МБНОУ «Гимназия №18» Ленинск-Кузнецкого МО. Рассмотрены вопросы формирования и развития функциональной грамотности на примере рабочей тетради к курсу внеурочной деятельности «Я – Кузбассовец» как педагогический инструмент развития функциональной грамотности младших школьников, а также использования краеведческого материала при подготовке к ВПР.
Дискуссионная площадка № 9 «Интерактивные методы краеведческого образования на уроках географии и истории» на базе МБОУ «Лицей №57» Прокопьевского ГО. На данной дискуссионной площадке работали педагоги-предметники географии и истории. Рассмотрели использование интерактивных продуктов в образовательном процессе. Обсудили роль краеведческого материала в преподавании географии и истории.
Дискуссионная площадка № 10 «Формирование эколого-краеведческих компетенций и развитие экологического мышления обучающихся» на базе МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрги», Юргинского ГО. Совместная деятельность педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и учителей географии оказалась очень продуктивной в плане обмена опытом по совершенствованию краеведческих компетенций педагогов, а также по формированию и развитию экологического воспитания школьников.
Дискуссионная площадка №11 «Инженерные школы России: опыт и перспективы» на базе ГБОУ «Школа № 1517» г. Москва.
Педагоги профильной школы обсудили роль предметов естественно-научного, математического и технологического образования в школьном техническом образовании для обучающихся инженерных классов.
Дискуссионная площадка №12 «Функциональная грамотность в цифровом мире» на базе БУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай».
Педагоги данной секции делились опытом формирования функциональной грамотности школьников на уроках и во внеурочной деятельности в процессе преподавания предметов естественно-научного, математического и технологического циклов в условиях повсеместной цифровизации.
Модераторами на дискуссионных площадках были методисты кафедры естественно-научного, математического и технологического образования ИРО Кузбасса, а также руководители образовательных организации и учреждений дополнительного профессионального образования.
По окончании научно-практической конференции на каждой дискуссионной площадке была принята Резолюция (размещена на сайте ИРО Кузбасса).
20 марта 2025 года отдел организации кадрового резерва ИРО Кузбасса провел вебинар «Управление качеством образовательных результатов обучающихся».
С участниками встречи были обсуждены следующие вопросы:
- практика создания сетевого проекта «Школа из будущего». Из опыта работы ресурсного центра МАОУ «Гимназия города Юрги»;
- методическое сопровождение педагогов по формированию функциональной грамотности учащихся;
- мотивация как фактор повышения качества образовательных результатов обучающихся;
- управление деятельностью творческих групп педагогов как фактор повышения качества образовательных результатов.
С содержанием выступлений можно ознакомиться в прилагаемом материале
18 марта 2025 года в рамках регионального проекта ««Социокультурные истоки» как средство приобщения участников образовательных отношений к базовым духовно-нравственным российским ценностям и формирования основ гражданственности у обучающихся образовательных организаций Кузбасса в 2023-2027 гг.» кафедрой дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса, был проведен онлайн-семинар «Школа инновационного педагогического опыта» по «Истоковедению».
Всего в мероприятии приняло участие около 84 человек (подключений 123).
Целью онлайн-семинара было: распространение инновационного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию среди педагогов и воспитателей.
Митирева Лариса Николаевна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасс, в своем выступлении акцентировала внимание на важности системного подхода в патриотическом воспитании и раскрыла основные принципы построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования.
- Медведева Елена Алексеевна, заместитель директора по ВР МБОУ "Школа 32" п. Красногорский, Ленинск-Кузнецкий МО продолжила онлайн-семинар с темой: «Интеграция УМК «Истоки» в образовательном процессе начальной школы: опыт и перспективы».
В соответствии с программой мероприятия был представлен практический опыт опорных площадок по внедрению и реализации программы «Истоки». Так, эффективные формы работы представили педагоги Юргинского ГО, МБДОУ 24 «Кораблик»:
- Мингалова Алёна Сергеевна, старший воспитатель - «Опыт реализации программы «Социокультурные истоки», через проведение игры «Поле чудес»;
- Колесниченко Олесей Владимировной, муз. рук.,Селюновой Анной Алексеевной, Стрелец Татьяной Анатольевной, воспитателя - «Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры»;
- Мигушова Татьяна Александровна, педагог психолог, Бойцова Олеся Викторовна, Бубникова Светлана Ивановна, учителя-логопеды, презентовали опыт «Реализации программы «Социокультурные истоки» через проект «Истоки родины моей». Данные практики были направлены на создание развивающей предметно-пространственной среды детского сада, ориентированной на реализацию программы «Верность родной земле» («Истоки») и регионального компонента;
- Группа воспитателей МБДОУ «Детский сад № 25», Осинниковский ГО, Акбарова Наталья Ивановна, Буланкина Галина Петровна, Власкина Светлана Алексеевна, Иванова Светлана Алексеевна, Карпова Наталья Николаевна, Фоминых Юлия Михайловна, Щелкунова Елена Анатольевна, представили авторское пособие «Сказочный словарик» в работе с детьми дошкольного возраста;
- Своим опытом работы по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям России в контексте программы «Верность родной земле. Истоки» поделились коллеги детского сада № 37, г. Киселевска, Демина Светлана Михайловна, старший воспитатель, Рудая Ольга Владимировна, воспитатель, Плахотник Татьяна Владимировна, Фадеева Юлия Сергеевна, педагоги дополнительного образования.
- Донченко Елена Анатольевна, Кретинина Наталья Владимировна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 14 «Солнышко» г. Салаир, предоставили уникальный материал школы инновационного педагогического опыта по работе над проектом «Блокадной вечности страницы», продемонстрировав возможности проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
- Чехранова Вера Васильевна, старший воспитатель. Сторожева Ольга Борисовна, воспитатель МДОУ Тисульский детский сад N5, на примере занятия для детей 6-7 лет «Путь дорога», его анализа, показали как возможно построить работу по приобщению подрастающего поколения к социокультурным истокам.
После завершения онлайн-семинара участники имели возможность обсудить представленные материалы.
В ходе обсуждения участники:
- высоко оценили полезность и актуальностьполученной информации;
- отметили практическую ценностьпредставленного опыта;
- выразили желание продолжатьучастие в подобных мероприятиях.
Семинар достиг поставленной цели. Участники получили новые знания об основных принципах и содержании программы «Истоки», познакомились с инновационными методиками и технологиями ее реализации, обменялись опытом работы.
Следующая встреча, круглый стол, «Подведение итогов реализации УМК «Верность родной земле», состоится 22.04.2025 г..
Материалы онлайн-семинара: https://disk.yandex.ru/d/KRvSS9rqYR4IUQ
17 и 18 марта отделом цифровых компетенций института развития образования Кузбасса был организован и проведён семинар-интенсив «Индивидуальная траектория обучения в условиях цифровой среды: возможности Яндекс Образования» с целью презентации современных цифровых инструментов и сервисов платформы для образовательных организаций Кемеровской области.
17 марта с ресурсами Яндекса знакомились педагоги из Кемерова, Белова и Топкинского района в стенах ИРО Кузбасса, а 18 марта площадкой для педагогов из Новокузнецка, Междуреченска и Новокузнецкого района стал МАОУ ДПО ИПК города Новокузнецка.
Основным спикером мероприятия выступила Кутлубаева Дина Заитовна, ведущий специалист регионального продвижения Яндекс Учебника, которая два дня рассказывала участникам семинаров о технологических инструментах Яндекс Учебника для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по информатике; контенте образовательной платформы Яндекс Учебник для повышения образовательных результатов обучающихся; технологиях искусственного интеллекта для автоматизации рутинных задач и анализа успеваемости учащихся.
В Кемерове занятие прошло в компьютерном классе, что дало возможность поработать на самом ресурсе и опробовать его новинки, в том числе, ИИ-помощника ученика по подготовке к ЕГЭ.
Особый интерес у педагогов вызвал бесплатный курс по промтингу Яндекс Браузера «GPT в образовании: Гайд по промтингу для тех, кто учит и учится» (https://education.yandex.ru/prompting)
В ходе семинара все желающие могли задать свои вопросы, на которые Дина Заитовна дата очень полные, исчерпывающие ответы.
Модераторами семинаров стали: в Кемерове – Фетищева Оксана Владимировна, заведующий отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса, в Новокузнецке – Полякова Антонина Игоревна, проректор по организационно-методической работе МАОУ ДПО ИПК Новокузнецкого ГО.
Запись семинара можно посмотреть по ссылке: https://vkvideo.ru/video-64883964_456241122
Фетищева Оксана Владимировна, заведующий отделом цифровых компетенций ИРО Кузбасса