Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

26 октября 2023 года в ИРО Кузбасса прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровая среда и её возможности для образовательного процесса», посвящённая развитию ИИ, в том числе и в образовании.

В работе пленарного заседания «Искусственный интеллект и его возможности в образовании» приняли участие представители ведущих цифровых платформ и ресурсов России. С приветственным словом к участникам конференции обратилась Сычёва Татьяна Анатольевна, проректор по организационной работе и цифровизации ИРО Кузбасса.

Трифонов Александр Анатольевич, заместитель генерального директора по методической работе и продвижению ООО "МЭО", выступил с докладом «Формирование, воспитание и развитие личности в эпоху искусственного интеллекта», где напомнил, что ИИ, как и любой другой цифровой продукт, создан лишь в помощь человеку. Также Александр Анатольевич рассказал о проектах, разработанных и реализуемых МЭО, в том числе об инновационной деятельности и беспилотных летательных аппаратах.

Кононов Дмитрий Сергеевич, руководитель региональных проектов Яндекс.Учебника, познакомил с образовательным проектами Яндекс.Учебника на базе искусственного интеллекта, новыми возможностями YandexGPT, «Шедеврума» и презентовал бесплатную программу повышения квалификации по нейросетям в образовании для педагогов всех уровней.

Неведрова Ольга Михайловна, директор АНО ПО "Колледж предпринимательских и цифровых технологий", рассказала о применении искусственного интеллекта в построении индивидуальных образовательных траекторией и при подготовке самопрезентаций студентами.

Крылова Наталья Александровна, региональный представитель ресурса "ЯКласс", познакомила со специальными возможностями ресурса "ЯКласс" для системного мониторинга результатов и своевременной корректировкой уровня знаний учащихся.

Патафеева Наталья Сергеевна, методист-эксперт Группы Компаний «Просвещение», подготовила выступление «Цифровая среда возможностей: компоненты и их интеграция в учебный процесс», в ходе которого представила экосистему цифровых образовательных сервисов и медиатеку «Просвещения». Особый интерес вызвали такие верифицированные ЭОР для решения образовательных задач, как «Цифровые рабочие тетради» и «Я сдам ЕГЭ».

Стоит отметить, что все образовательные организации, цифровые платформы и ресурсы, принявшие участие в работе пленарного заседания, являются многолетними партнёрами института развития образования Кузбасса. Запись пленарного заседания можно посмотреть по ссылке

Работу секции «Искусственный интеллект: прикладные проекты и региональный опыт» открыла модератор, Тютюнникова Елена Васильевна, методист КЕНМиТО ИРО Кузбасса, которая начала своё выступление с истории собственного знакомства с ИИ: фильмография, литература, бот-помощники, умные бытовые устройства. Также она постаралась найти ответы на такие вопросы, как «Зачем человеку ИИ?», «Кем будет сегодняшний школьник завтра?», «Какие навыки нужны человеку в ХХI веке?», «Кто и как будет обучать ИИ?».

Заместитель директора по науке ГАУДО КО «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус. Кузбасс» Борздун Вадим Николаевич рассказал о работе РЦ «Сириус. Кузбасс» по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в области искусственного интеллекта. Особенно заинтересовали педагогов возможности участия их учеников в профильных сменах регионального центра.

Внедрением технологий искусственного интеллекта на уроках информатики в классах технологического профиля поделился Мангазеев Александр Юрьевич, учитель информатики НМБОУ «Гимназия № 11» Анжеро-Судженского ГО. Александр Юрьевич учит будущих инженеров и специалистов, занимающихся разработкой совместимых с нервной системой человека интерфейсов для управления компьютерами, домашними и промышленными роботами, с учетом психологии и физиологии пользователей для управления сложными автоматизированными комплексами и работе с искусственным интеллектом.

Также прозвучали выступления об опыте применения технологий искусственного интеллекта в проектной деятельности школьников, о создании аватаров и программирование чат-ботов на уроках информатики, об итогах и планах учителя информатики после прохождения курсов «Быстрый старт в искусственный интеллект», об использования ИИ в качестве помощника при написании студенческих работ.

Большинство спикеров данной секции прошли курсы ПК по программам искусственного интеллекта МФТИ и в своих выступлениях оценили эти программы, сделали замечания, предложили некоторые изменения. Также к секции «Искусственный интеллект: прикладные проекты и региональный опыт» подключались педагоги из Новосибирской и Омской областей, Алтайского края, Республик Алтай и Тыва, которые в одной группе вместе с педагогами Кемеровской области-Кузбасса проходили обучение по программам ИИ.

Запись работы секции можно посмотреть по ссылке

В рамках секции «Цифровая безопасность и цифровая образовательная среда: проблемы и пути решения», модераторами которой выступили Жук Оксана Николаевна, заведующий библиотекой ИРО Кузбасса, и Разночуев Андрей Александрович, заведующий центром цифровых компетенций ИРО Кузбасса, были рассмотрены актуальные проблемы, связанные с цифровой грамотностью населения, и возможные пути их решения, а также тема цифровой трансформации в области образования с точки зрения обеспечения безопасности школьников в медиапространстве.

Крылова Наталья Александровна, региональный представитель ресурса "ЯКласс", продолжила тему цифровизации образования в докладе про доступность и защиту персональных данных как педагогов, так и учеников на электронном ресурсе «Якласс». Наталья Александровна подробно описала структура и возможности данной платформы, а также обеспечение ею пользователям безопасности данных.

Завершающим выступлением на секции стал доклад Логиновой Анастасии Алексеевны, методиста центра цифровых компетенций ИРО Кузбасса, посвящённый хищению данных в сети при помощи фишинга, и основным видам и способам борьбы с ним.

Запись работы секции можно посмотреть по ссылке

На секции «Региональный опыт апробации примерных образовательных программ по искусственному интеллекту в образовательных организациях Кемеровской области-Кузбассе» обсуждали создание примерных рабочих программ по искусственному интеллекту в образовательных организациях и делились опытом их внедрения, начиная с начальной школы и заканчивая углубленным уровнем в старших классах, а также в допобразовании.

Открыла работу секции модератор Фетищева Оксана Владимировна, методист центра цифровизации образования ИРО Кузбасса, докладом о промежуточных итогах регионального сетевого проекта по апробации примерных образовательных программ по искусственному интеллекту в образовательных организациях Кемеровской области-Кузбассе (за 2022-2023 учебный год).

Карпова Юлия Теймуровна, учитель информатики МАОУ "Гимназия города Юрги" Юргинского ГО, рассказала о популяризации изучения искусственного интеллекта в своей образовательной организации. В частности, с этого учебного года (2023-2024) занятия по ИИ проводятся во всех параллелях, начиная уже с первого класса, а не с третьего, как предлагается в примерной программе. Также в гимназии пользуются спросом дополнительные платные занятия для детей, желающих поближе познакомиться с искусственным интеллектом.

Медведева Анастасия Викторовна, учитель музыки МБОУ «Школа № 14» Полысаевского ГО, в своём выступлении «Новые возможности в изучении программы дополнительного образования «Знакомство с искусственным интеллектом» для 3-4 классов» представила обновлённый вариант рабочей программы, где под ИИ отдаётся 34 часа вместо 18. Анастасия Викторовна очень подробно рассказала, о темах и продолжительности их изучения в прошлом и о том, что она решила добавить в новом учебном году.

Шевченко Роман Алексеевич, педагог дополнительного образования ДТ "Кванториум" МБУ ДО "Центр детского (юношеского) технического творчества "Меридиан", директор Центра цифровой металлургии СибГИУ представил опыт применения искусственного интеллекта в проектном обучении. В частности, были продемонстрированы примеры применения нейросети при создании компьютерной обучающей игры: рисование референса, создание 3D-модели, текстурирование и рендер, анимирование.

По количеству спикеров данная секция была самой многочисленной и включила в себя рассмотрение таких тем, как «Знакомство с искусственным интеллектом как средство мотивации к изучению программирования», «Новый взгляд на преподавание искусственного интеллекта в старшей школе», «Проектная деятельность учащихся на занятиях по внеурочной деятельности «Введение в искусственный интеллект» и др.

Запись работы секции можно посмотреть по ссылке

Участники конференции признали её актуальной, дали высокую оценку организации мероприятия и рекомендовали распространить в качестве положительного опыта её материалы на лендинг-странице

Фетищева Оксана Владимировна, методист центра цифровизации образования ИРО Кузбасса; Тютюнникова Елена Васильевна, методист КЕНМиТО ИРО Кузбасса; Логинова Анастасия Алексеевна, методист центра цифровых компетенций ИРО Кузбасса


© 2024 ИРОК