Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

II Межрегиональная НПК «Бережливое управление в образовании: человеческий капитал» проведена на базе КРИПКиПРО в контексте реализации регионального проекта «Внедрение бережливого производства в деятельность образовательных организаций Кузбасса» (сроки реализации: 2021 – 2024 гг.), а также вступления в силу с 1 марта 2022 года профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.04.2021 № 250н.

В конференции в режиме офлайн и онлайн приняли участие более 10 модераторов, 60 спикеров, 15 экспертов из городов, муниципальных округов и районов Кемеровской области: Гурьевска, Белово, Березовского, Калтана, Кемерово, Кемеровского МО, Междуреченска, Новокузнецка, Осинников, Полысаева, Прокопьевска, Промышленновского МО, Таштагола, Тяжинского МО, Юрги; а также из Белгорода, Иркутска, Красноярска, Липецка, Перми, Москвы и Московской области (г. Электросталь и г. Балашиха), Нижнего Новгорода, Старого Оскола, Уфы, Якутска. Кроме того, к работе НПК посредством трансляции подключились более 500 работников сферы образования Кузбасса и других субъектов РФ.

Цель конференции - обобщение продуктивного организационно-управленческого и научно-методического опыта в оптимизации деятельности образовательных организаций, реализующих проекты бережливого типа, направленные на координацию и сопровождение человеческих ресурсов.

В рамках конференции состоялись 5 треков в г. Кемерово, 5 дискуссионных площадок в муниципалитетах Кузбасса, а также присоединились площадки из субъектов РФ: Республика Башкирия, Республика Саха (Якутия), Тюменская и Тамбовская области.

В ходе пленарного заседания было уделено внимание вопросам по созданию образцов бережливых образовательных организаций, формированию бережливых руководителей и педагогов, а также бережливой личности обучающихся.

На площадке открытого заседания регионального клуба «Бережливое образование Кузбасса» (приказ Министерства образования и науки Кузбасса от 07.09.2021 г. № 2494 «О региональных профессиональных методических объединениях педагогических работников») эксперты всероссийского и регионального уровней в ходе широкой повестки представили обобщение опыта внедрения бережливого управления в деятельность образовательных организаций и обсудили возможности применения методов и технологий тайм-менеджмента, бережливого производства и цифрового менеджмента.

В целях повышения эффективности и совершенствования деятельности, а также формирования культуры бережливого управления в образовательных организациях спикеры предложили кейс-решения по информированию участников образовательных отношений, оптимизации и совершенствованию образовательных процессов, формированию бережливой личности педагогов и детей.

В работе пяти муниципальных площадок Кузбасса городов: Белова, Новокузнецка, Прокопьевска, Промышленновского, Юрги приняли участие руководящие и педагогические работники более 200 образовательных организаций.

Участники офлайн и онлайн встреч (кайдзен-полигонов, кейс- и коуч-сессий, заседания клуба) обменялись опытом бережливого управления в образовательных организациях. В ходе обсуждения реализованных лин-проектов и коллаборации руководящими и педагогическими работниками были представлены предложения по актуальным вопросам бережливого управления в образовании:

  •  формирование бережливых компетенций и раскрытие личностного потенциала педагога для повышения эффективности образования;
  • применение методов и инструментов бережливого менеджмента в управлении качеством образования;
  • внедрение кайдзен-мероприятий по улучшению образовательных процессов с целью создания ценностей как для педагогов, так и для детей;
  • тиражирование эффективные практик реализации лин-проектов на уровне организации и муниципалитета;
  • развитие наставничества как формата опережающей подготовки кадров;
  • использование бережливых технологий и agile-подхода в управлении образовательными проектами (гибкое управление проектами в команде разработки) и применения eduscrum-технологий в образовательной деятельности;
  • обеспечение персонализации/индивидуализации процесса методического сопровождения педагога, а также создание благоприятной среды для командного взаимодействия в процессе разработки и реализации лин-проектов, расширение коммуникативных связей и институционализация профессиональной коллаборации;
  •  актуализация доступа к обновляемому содержанию учебных предметов, образовательному контенту и ревитализация педагогических технологий на основе методологии бережливого производства в процессе методического сопровождения;
  • использование возможностей цифрового менеджмента в формировании системы бережливого управления ОО;
  • формирование бережливого мышления у руководящих работников ОО.


Участники конференции подчёркивают ключевые позиции по внедрению бережливых технологий в образование, в частности в процесс формирования бережливой личности.

  1. Лин-мышление, или бережливое мышление, у руководящих работников развивается тогда, когда каждый инструмент бережливого производства становится неотъемлемой частью каждодневной работы; между лин-мышлением и лин-культурой можно поставить знак «равно» — это эффективная среда, где применяются инструменты бережливого производства.
  2. Формирование лин-мышления — это последовательные и настойчивые шаги. Быстрых побед здесь не бывает. Можно видеть только внешний прогресс — канбан-доски, навигационные и информационные таблички и т. д. Но на то, чтобы произошла глубокая трансформация культуры, уходит 3—4 года. К этому времени руководящие и педагогические работники начинают использовать лин-инструменты без всяких напоминаний и контрольных мероприятий.
  3. Инструменты бережливых технологий в связке с agile-подходом и eduscrum обеспечивают переосмысление профессионального опыта педагога, актуализации его саморазвития и профессионального успеха.
  4. Лин-проекты в контексте методического сопровождения способствуют повышению эффективности индивидуальных образовательных траекторий педагогов, соответствующих запросам и потребностям каждого педагога на дальнейший профессиональный рост.

В целях эффективного исполнений трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом руководителя образовательной организации участники конференции предлагают:

  • продолжить работу по внедрению бережливого производства в деятельность организаций дошкольного, общего и дополнительного образования с целью формирования лин-мышления у руководящих работников и лин-культуры в каждой ОО;
  • рассмотреть возможности внедрения agile-подходов и eduscrum для повышения результативности методического сопровождения педагогов;
  • активизировать разработку лин-проектов в контексте методического сопровождения для оптимизации рабочих процессов в общеобразовательных организациях и актуализации профессионального развития и самореализации педагогов;
  • обеспечить адаптацию инструментов бережливого производства к осуществлению педагогической деятельности и ревитализацию педагогических технологий на основе методологии бережливого производства;
  • использовать в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении общеобразовательной организацией;
  • реализовывать проекты в сфере цифровой трансформации образовательной организации.


© 2024 ИРОК