Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

11 января 2023 года в соответствии с заявкой ИМЦ Прокопьевского муниципального округа на базе МБОУ «Бурлаковская СОШ» Прокопьевского МО состоялся методический семинар-практикум по теме «Конструирование современного учебного занятия в аспекте требований обновленного ФГОС НОО и ФГОС ООО к развитию функциональной грамотности обучающихся» с участием методистов трех предметных кафедр Кузбасского РИПКиПРО (кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, кафедры начального общего образования и кафедры естественно-научных и математических дисциплин).

Участие в программе семинара позволило учителям-предметникам (всего 158 человек) обсудить актуальные вопросы реализации обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования:

  1. Нормативно-правовое обеспечение преподавания учебных предметов на уровне начального и основного общего образования;
  2. Особенности преподавания в условиях реализации требований обновленного ФГОС к формированию функциональной грамотности учащихся;
  3. Интерактивные методы и приемы современных технологий обучения: контекстное обучение, кейс-технологии, методы продуктивного чтения, групповые формы организации работы на уроках и во внеурочной деятельности учащихся, а также отдельные приемы педагогической техники, обеспечивающие достижение и оценку планируемых образовательных результатов учащихся («облако тегов» как вариант развития монологической речи школьников, выбора информации в ключевых словах и представления ее в разных формах, синквейн, кластер и др.).

Открывая семинар-практикум, Трусевич Мария Владимировна, методист ИМЦ Прокопьевского МО, и Вертилецкая Инга Геннадьевна, заведующая кафедрой КГиХЭД КРИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент, обозначили цель семинара как совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогов в области организации урока и внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации требований обновленного ФГОС по формированию функциональной грамотности обучающихся, определили задачи проведения предметных секций учителей.

В ходе мероприятия состоялись открытые заседания муниципальных методических объединений учителей Прокопьевского муниципального округа:

  1. Заседание учителей русского языка и литературы и учителей иностранных языков было посвящено проблеме формирования читательской грамотности обучающихся средствами учебного предмета. Вертилецкая Инга Геннадьевна, заведующая кафедрой КГиХЭД КРИПКиПРО организовала работу трех групп учителей иностранного языка по составлению контекстных задач с использованием нелинейных текстов и провела параллели в изучении русского и иностранного языков. Ащеулова Ирина Владимировна, методист по русскому языку и литературе КГиХЭД КРИПКиПРО, канд. филол. наук, доцент предложила методмаркет по вопросам проектирования современного урока с использованием приемов формирования читательской грамотности учащихся. Участники встречи, кроме ответов на свои вопросы, получили возможность самостоятельно составили контекстные задачи, ориентированные на подготовку учащихся к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по предмету, а также ситуационные задачи на основе художественных текстов. В качестве рекомендаций учителя получили пакет методических материалов из опыта работы педагогов и методистов не только нашего региона, но и материалы томских коллег, презентации спикеров. Подводя итоги встречи, участники оценили свою работу и работу спикеров на 6 баллов из 6 возможных!
  2. Под руководством спикера Владимировой Ларисы Михайловны, методиста кафедры начального общего образования КРИПКиПРО, в ходе педагогического тренинга: «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика» участники определили проблемное поле затруднений учителя начальных классов в формировании у обучающихся функциональной грамотности и разработали алгоритм составления контекстных задач с опорой на учебный материал по математике. литературному чтению и русскому языку как средство подготовки к ВПР. В качестве рекомендаций участникам были предложены ссылки на электронные образовательные ресурсы в помощь учителю-практику.
  3. Петякшева Марина Геннадьевна, директор Центра управления проектами, методист кафедры ГиХЭД по истории, провела заседание учителей истории и обществознания и помогла участникам проанализировать структуру контекстных задач и составить контекстные задачи для учащихся по формированию финансовой грамотности. Участники высоко оценили возможности командного взаимодействия учителей для составления дидактических материалов к урокам истории и обществознания, включая контекстные задачи.
  4. Информативными и содержательными получились встречи с учителями физики и биологии под руководством спикера Урванцевой Ларисы Дмитриевны, методиста кафедры ЕНиМД КРИПКиПРО, и учителей математики под руководством спикера Трушкиной Татьяны Петровны, методиста кафедры ЕНиМД КРИПКиПРО. Межпредметный подход позволил участникам найти достаточно много точек соприкосновения при рассмотрении контекстных задач. Предметная интеграция стала ещё более очевидной при составлении кейсов по формированию функциональной естественно-научной и математической грамотности школьников. Коллеги обменялись опытом по составлению алгоритма и структуры контекстных задач.
  5. Итогом мастер-класса «Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся в курсе учебного предмета «Информатика» под руководством Тютюнниковой Елены Васильевны, методиста кафедры естественно-научных и математических дисциплин КРИПКиПРО стал кейс ситуационных задач для формирования функциональной грамотности. Учителя информатики представили продукты собственной деятельности – пять готовых кейсов для формирования читательской, математической, естественно-научной, креативной и финансовой, и разработали критерии для оценки сформированности у учащихся разных видов функциональной грамотности, и отметили, что пополнили собственную педагогическую копилку.
  6. Шаталова Ирина Леонидовна, методист кафедры КГиХЭД КРИПКиПРО, объединила учителей предметной области «Искусство» в ходе практикума по проведению анализа требований обновленного ФГОС к содержанию художественно-эстетического образования, участники спроектировали контекстные задачи и образовательные мероприятия, посвященные 150-летию Сергея Васильевича Рахманинова с учетом возможностей интегрированного подхода на уроках по изобразительному искусству и музыке.

Завершая встречу, спикеры предложили педагогам доработать полученный в ходе встречи дидактический материал и представить его в рамках Регионального конкурса на лучшие учебно-методические и дидактические материалы по теме: «Многонациональный Кузбасс на уроках и во внеурочной деятельности по предметам социально-гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин» (положение конкурса размещено на странице Ассоциации учителей литературы и русского языка сайта КРИПКиПРО /ссылка конкурс по просьбе педагогов продлится до 20 января 2023 года!), а также опубликовать собственные разработки в сборнике проблемных и контекстных задач с использованием регионального компонента, запланированного в издательстве КРИПКиПРО.

Спасибо всем участникам за продуктивную работу и сотрудничество!

Особая благодарность педагогическому коллективу МБОУ «Бурлаковская СОШ» Прокопьевского МО и директору школы Садовиной Елене Геннадиевне.

Вертилецкая И. Г., заведующий КГиХЭД КРИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент


© 2024 ИРОК