22 января 2025 года на базе ИРО Кузбасса прошел вебинар «Особенности социокультурной и языковой интеграции младших школьников из семей мигрантов», направленный на изучение особенностей социокультурной и языковой интеграции детей-мигрантов младшего школьного возраста.
Всего в мероприятии приняли участие около 150человек.
В ходе вебинара были рассмотрены ключевые аспекты социокультурной и языковой адаптации детей младшего школьного возраста из семей мигрантов. Спикерами обсуждались различные подходы к интеграции таких детей в образовательную среду, а также методы поддержки их культурного и языкового развития:
- Реализация регионального проекта «Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по социализации и языковой адаптации детей иностранных граждан и с миграционной историей в образовательных организациях Кемеровской области – Кузбассе в 2024/2027 гг.» (Владимирова Лариса Михайловна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса).
- Современные инструменты социокультурной интеграции и языковой адаптации детей-мигрантов в начальной школе: (Пичугин Сергей Сергеевич, канд. пед.наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ, Почетный работник общего образования РФ, лектор-методист АНО «НЦИО» и издательства «Экзамен»).
- Как организовать образовательную адаптацию ребёнка из семьи мигрантов (Гераськина Марина Петровна, заведующая отделом по адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Кузбасского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»).
- Психолого-педагогическое сопровождение адаптации и социализации младших школьников из семей мигрантов (Митирева Лариса Николаевна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кузбасса).
- Обучение русскому произношению (Алевтина Рюриковна Федорова, методист информационно-методического центра издательства "Русское слово", кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ)
На вебинаре были обсуждены основные темы, такие как:
- Социальная адаптация детей мигрантов: особенности социальной адаптации детей мигрантов в школе и обществе; проблемы, с которыми сталкиваются дети при переходе в новую культурную среду.
- Языковая интеграция: трудности, возникающие у детей при изучении нового языка; методы и способы обучения русскому языку как второму языку; важность создания благоприятной атмосферы для изучения языка без стресса.
- Культурная интеграция: роль культурных различий в процессе адаптации детей; успешные практики включения элементов родной культуры в учебный процесс.
- Роль семьи в процессе интеграции: способы вовлечения родителей в образовательный процесс; рекомендации по взаимодействию школы и семьи для успешной интеграции ребенка; значимость совместных усилий школы и семьи в создании комфортной среды для ребенка.
- Значимость проведения регионального конкурса юных чтецов «Язык, объединяющий народы» в цели приобщения обучающихся из числа детей-инофонов к русскому языку посредством изучения национальной литературы
На основании обсуждений и представленных материалов участники пришли к следующим выводам и рекомендациям:
- Важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и создавать персонализированные программы поддержки.
- Необходимо активно привлекать родителей к процессу обучения и адаптации детей.
Как организовать образовательную адаптацию ребёнка из семьи мигрантов