ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ
Кузбасского регионального ИПКиПРО
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 71741
12+

E-mail Печать PDF

Итоги работы

 

 

Межрегиональная научно-практическая конференция «Равные возможности – новые перспективы в образовании детей с ОВЗ» состоялась 15 апреля 2020 года в режиме онлайн с участием более 150 человек.

Конференция была направлена на обобщение и диссеминацию опыта руководящих и педагогических работников по созданию специальных условий для организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях.

Федеральный закон «Об образовании» (в редакции от 23.07.2013 г.) определил инклюзивное образование как основу «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Инклюзивное образование стало приоритетным направлением в обучении детей с ОВЗ. Продолжаются поиски новых методов и форм работы по созданию определенных условий воспитания, развития и социализации по различным направлениям (психолого-педагогическое сопровождение, самореализация, профориентация и др.) в соответствии с регламентирующими документами. Инклюзивное образование сегодня реализуется на теоретической основе с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в соответствии с основными идеями государственной программы «Доступная среда».

На пленарном заседании по основным проблемам инклюзивного образования выступили:

  • Александрова Лада Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и педагогического дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета, г. Москва;
  • Зикратов Виктор Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Алтайского государственного университета, г. Барнаул;
  • Должикова Наталья Геннадьевна, директор МБОУ «СОШ № 54» г. Кемерово.

В соответствии с программой в рамках конференции работали 4 презентационные площадки и представляли опыт работы 32 педагога с определенными практическими результатами на различных ступенях образования в рамках инклюзии.

  • «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», МБУ ДПО «Информационно-методический центр г. Юрги», Кемеровской области;
  • «Комплексный подход к реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», ГОУ «Кузбасский центр образования»;
  • «Современные подходы к созданию коррекционно-развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями развития», МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 54 «Малыш», Осинниковский ГО;
  • «Организация взаимодействия субъектов психолого-педагогического сопровождения в рамках инклюзивного образования», КО ГОО «КРЦППМиСП «Здоровье и развитие личности».

Особое внимание в выступлениях было обращено на реализацию новых и принципиально важных подходов к обновлению структуры и содержания программ образования: разработку программ АООП и АОП, создание коррекционно-развивающего образовательного пространства; анализ путей реализации комплексного подхода к реабилитации детей и подростков с ОВЗ.

Одной из проблем инклюзивного образования, как отмечено многими выступающими, остается следующая: недостаточная готовность общества к принятию людей с ограниченными возможностями здоровья, проявляющаяся в наличии отрицательных социальных установок в отношении совместного обучения детей в условиях инклюзии. В частности, в нежелании родителей принять условия инклюзивного образования, т.е. совместное обучение с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, у родителей возникают опасения, что повышенное внимание к детям с ОВЗ и детям-инвалидам будет осуществляться в ущерб обучения остальных обучающихся.

В ходе работы конференции актуализировались такие вопросы, как:

  • организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;
  • роль мультисенсорной среды в формировании социальных навыков у детей различных нозологических групп;
  • межведомственное взаимодействие на примере сопровождения ребенка с задержками психического развития;
  • организация комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ;
  • построение индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с ОВЗ с определенным видом нарушения;
  • условия и потенциал организации ресурсных классов как одной из форм инклюзивного образования;
  • разработка рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по организации психолого-педагогического сопровождения в ОУ;
  • пути формирования готовности педагогов к повышению своего профессионального мастерства в плане овладения современными образовательными технологиями;
  • реализация и популяризация творческих инициатив и новаторства воспитателей, учителей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, методистов, руководителей, научных работников;
  • верифицирование форм и методов работы в рамках непрерывного образования;
  • распространение передового опыта, стимулирование методического творчества и инновационной деятельности педагогов общеобразовательных организаций;
  • обеспечение всех участников образовательных отношений необходимой методической, психологической, медицинской и социальной поддержкой.

Участниками конференции были сформулированы следующие предложения:

  1. Осуществлять в образовательных учреждениях, где обучаются и воспитываются дети и подростки с ОВЗ, психолого-педагогическое просвещение педагогов, родителей, обучающихся, направленное на изменение у всех участников образовательных отношений негативных стереотипов и отрицательных установок в отношении к детям с ограниченными возможностями и детям-инвалидам.
  2. Популяризировать имеющиеся методические рекомендации на основе полученных положительных результатов осуществления семейно-ориентированной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям раннего возраста, подверженным или имеющим риск задержек и нарушений в развитии.
  3. Осуществлять профессиональную экспертизу адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзивного образования.
  4. Обобщать и распространять имеющийся опыт создания системы сетевого взаимодействия общеобразовательных школ и специальных образовательных учреждений в аккумулировании необходимых ресурсов и создании условий получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах.
  5. Обобщить имеющийся опыт создания муниципальных ресурсных центров по обучению детей с ОВЗ.
  6. Актуализировать научно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников в рамках инклюзивного образования по разработке и реализации сетевых проектов и мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в рамках обмена опытом.

По итогам конференции будет подготовлен и опубликован сборник материалов МНПК «Равные возможности – новые перспективы в образовании детей с ОВЗ».

Форум «Развитие детско-юношеского общественного движения в образовательных организациях Кемеровской области»

Уважаемые коллеги, приглашаем принять участие в Форуме «Развитие детско-юношеского общественного движения в образовательных организациях Кемеровской области» с 28 апреля по 8 мая 2020 года.

Подробнее

 top«Урок на всю жизнь»

В рамках реализации подпрограммы «Повышение престижа профессии педагога» Минобрнауки России подготовлен документальный фильм «Урок на всю жизнь». Фильм состоит из новелл о простых учителях и воспитателях, чей ежедневный, порой малозаметный труд является основой будущего нации. Подробнее...

 

Новости КРИПКиПРО

Анонсы мероприятий

Новости со страниц сайта

Официальные партнеры

Важные ссылки