ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ
Кузбасского регионального ИПКиПРО
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 71741
18+

Шестые Соловьевские чтения

Obl Konf 6 e S Chten 1

Шестые Соловьевские чтения

Вышли в свет материалы региональной научно-практической конференции                                     (г. Кемерово, 28 марта 2019 года)

 

Современная школа, руководствуясь требованиями ФГОС общего образования, ведет активную работу по совершенствованию процессов обучения и воспитания школьников. Одним из средств решения задач развития умений учащихся самостоятельно приобретать новые знания, формирования гражданской идентичности является краеведческая работа в школе.

Под краеведением понимается всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научной основе. Объекты для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края.

Система школьного краеведения включает экологическое, литературное, историческое, географическое, природоведческое краеведение.

Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений и дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.

Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все местные ценные природные объекты, исторические памятники, очаги культуры и отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств.

Таким образом, школьное краеведение – важнейший фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край – Кемеровская область.

В нашем регионе одним из основоположников географического краеведения являлся Леонид Иосифович Соловьев (1943–2013) – педагог, ученый-краевед, почетный гражданин Кемеровской области. Благодаря его усилиям, географическое краеведение прочно вошло в практику современной школы. Оно стало одним из эффективных педагогических средств активизации организационно-методической, учебной и воспитательной работы в школе.

Большая работа по исследованию теоретических, организационных и методических проблем краеведческого характера, проводимая в Кемеровской области, вылилась в региональные чтения, посвященные памяти Л. И. Соловьева. По материалам данной конференции составлен настоящий сборник.

Материалы адресованы педагогам, руководителям общеобразовательных организаций, ученым, аспирантам и всем тем, кто интересуется краеведческими аспектами общего и дополнительного образования детей. 

Шестые

Соловьевские чтения

 

Вышли в свет материалы региональной научно-практической конференции

(г. Кемерово, 28 марта 2019 года)

 

Современная школа, руководствуясь требованиями ФГОС общего образования, ведет активную работу по совершенствованию процессов обучения и воспитания школьников. Одним из средств решения задач развития умений учащихся самостоятельно приобретать новые знания, формирования гражданской идентичности является краеведческая работа в школе.

Под краеведением понимается всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научной основе. Объекты для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края.

Система школьного краеведения включает экологическое, литературное, историческое, географическое, природоведческое краеведение.

Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений и дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.

Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все местные ценные природные объекты, исторические памятники, очаги культуры и отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств.

Таким образом, школьное краеведение – важнейший фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край – Кемеровская область.

В нашем регионе одним из основоположников географического краеведения являлся Леонид Иосифович Соловьев (1943–2013) – педагог, ученый-краевед, почетный гражданин Кемеровской области. Благодаря его усилиям, географическое краеведение прочно вошло в практику современной школы. Оно стало одним из эффективных педагогических средств активизации организационно-методической, учебной и воспитательной работы в школе.

Большая работа по исследованию теоретических, организационных и методических проблем краеведческого характера, проводимая в Кемеровской области, вылилась в региональные чтения, посвященные памяти Л. И. Соловьева. По материалам данной конференции составлен настоящий сборник.

Материалы адресованы педагогам, руководителям общеобразовательных организаций, ученым, аспирантам и всем тем, кто интересуется краеведческими аспектами общего и дополнительного образования детей.

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………

 

Петунин О. В. Влияние угольной промышленности на экологическую ситуацию в Кемеровской области: проблемы и поиск путей их решения

 

Борисенко Т. А. Опыт работы по реализации ФГОС ООО на уроках географии ……………………………………………………………………

 

Долидович Е. О. Формирование метапредметных результатов через применение кейс-технологии на уроках географии ……………………

 

Заволодько Е. П. Технология групповой деятельности как эффективная  форма организации учебной деятельности при составлении презентаций на уроке географии …………………………………………

 

Урванцева Л. Д., Мелентьева Е. Г. Интеграция географии в физику ……

 

Андросова И. В., Гребенюк И. А., Кожевникова И. Б. Формирование экологической культуры школьников в рамках внеурочной деятельности……………………………………………….……………….

 

Арышева Н. И. Воспитание нравственных качеств личности подростка через исследовательскую деятельность и любовь к природе ……………

 

Васильева Л. А., Луценко И. В. Экологическое воспитание как неотъемлемая часть духовно-нравственного становления учащихся начальных классов …………………………………………………………

 

Чудинова И. В., Зыкова Л. А. Возможности туризма при изучении родного края в школе ………………………………………………………

 

Шинкоренко Е. В. «Чистый» космос ………………………………………

 

Воронина Н. Е. Формирование гражданской позиции подростков средствами поисковой деятельности на базе школьного музея (программа «Поиск») ………………………………………………………

 

Громова В. А. Сквозь призму воображения ……………………………….

 

Грошева А. В. Виртуальный музей как новая форма музейной деятельности ………………………………………………………………

 

Карпенцева Ю. М. Краеведение на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников …………………………………………………

 

Коннова О. В. Городская интеллектуально-краеведческая игра, посвящённая 300-летию Кузбасса …………………………………………

 

Лопатина Н. В. Система работы по краеведению в начальной школе…

 

Малыхина М. Н., Иванова Е. Н., Гущина Т. П. Роль краеведческого проекта в гражданско-патриотическом воспитании школьников ………

 

Никулина Н. М., Усачев В. В. Составление путеводителя по Кузнецкому Алатау ………………………………………………………………………

 

Перминова С. И. Виртуальный музей школы как инструмент приобщения молодежи к историческому наследию предшествующих поколений…………………………………………………………………..

 

Долгова И. С. Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ через православное краеведение ……………………………………

 

Пыстина Н. Ю. Краеведческий турнир как форма реализации регионального компонента воспитательно-образовательного процесса в организации дополнительного образования ………………………………

 

Смирнова В. Б., Шипунова О. Н. Формирование у школьников гражданско-патриотических чувств на основе исследовательских краеведческих работ …………………………………………….…………

 

Стройкина П. С. Аспекты экологического воспитания школьников в рамках внеурочной деятельности ………………………………..……….

 

Воротникова Н. Н., Батанова Н. А., Ткаченко О. Ю. Методы и формы работы по экологическому воспитанию в Центре дополнительного образования детей …………………………………………………………

 

Гюльзадян Л. Н. Воспитание у дошкольников любви к природе родного края через экопластику ……………………………………………………

 

Любодеева И. В., Домрачева Ю. Г. Использование IТ-технологий при реализации регионального компонента в работе с дошкольниками ……

 

Скалон Т. А., Полукеева А. Д. Взаимодействие педагогов в экологическом воспитании детей – современное требование к организации образовательного процесса в дошкольной организации …

 

Уткина Е. Б. Методы экологического воспитания дошкольников ……..

 

Хисамова Л. Х. Формирование экологической культуры дошкольников средствами игровой технологии ……………………………………..…..

 

Секачева Т. С., Воронкова О. Г., Блезинг Т. В. Сетевое взаимодействие дошкольной образовательной организации с учреждениями социума в рамках реализации регионального компонента ФГОС ДО ……………..

 

 

Официальные партнеры

Важные ссылки