ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ
Кузбасского регионального ИПКиПРО
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 71741
18+

Анализ работы проблемно-ориентированного семинара «Методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности педагога-психолога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»

Содержание работы семинара по проблемам повышения профессиональной компетентности педагога-психолога было ориентировано не только на педагогов-психологов, но и на учителей, воспитателей, методистов, социальных работников – всех тех, кто сегодня является субъектами психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях. В соответствии с планом Образовательных услуг КРИПКиПРО на 2018-2019 год семинар проводился 06 декабря 2018 года.

В работе семинара принимали участие 16 человек из 6 территорий Кемеровской области. В том числе, педагоги-психологи: 8 человек, воспитатели детского дома – 3 человека, методисты – 3 человека, социальные педагоги – 2 человека.

В ходе работы семинара была достигнута цель его проведения: повышение профессиональной компетентности педагога-психолога, необходимой для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности. Решены поставленные задачи, в том числе следующие: выявлены запросы слушателей по заявленной проблеме; подтверждена актуальность проблемы и пути ее решения сегодня в образовательных организациях различного типа (детских домах, общеобразовательных школах, методических центрах, в образовательных организациях для детей с умственной отсталостью); пополнена информационная база теоретических знаний участников семинара и практического опыта в вопросах решения обсуждаемой проблемы; были созданы условия для понимания педагогами путей развития профессиональной компетентности (не только педагогов-психологов, но и других участников семинара), необходимых для организации, проведения и анализа работы по повышению профессиональной компетентности в соответствии с профессиональными стандартами для осуществления психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательной деятельности.

Многообразие аспектов проблемы, рассматриваемых на семинаре, позволило привлечь внимание всех участников к каждому выступлению. Как особо значимый вопрос, информационно-методическое обеспечение повышения профессиональной компетентности педагога-психолога, методист РИБЦ Сандалова Ирина Николаевна, представила издания КРИПКиПРО и имеющиеся информационные ресурсы, расширив привычный формат обзора пояснениями о возможностях поиска электронных материалов и путях их использования.

Подробно и многоаспектно проанализирована необходимость развития профессиональных компетенций педагогов-психологов в межкурсовой период Давыденко Анастасией Александровной, методистом кафедры УЭиПРО КРИПКиПРО. Аргументировано и логично она акцентировала внимание участников на эффективности решения данной проблемы, которая определяется сегодня требованиями Профессионального стандарта педагога-психолога (психолога в сфере образования). Предложения Анастасии Александровны активно обсуждались присутствующими на семинаре.

Участники семинара в своих выступлениях представляли в различных, преимущественно, интерактивных формах, опыт своей работы по развитию профессиональной компетентности. Прежде всего, активность вызвали вопросы организация взаимодействия педагога-психолога с субъектами психолого-педагогического сопровождения, в том числе, с социальным педагогом и воспитателем в рамках методической работы. Выступающие подчеркивали важность взаимопонимания и сотрудничества в проведении совместных методических семинаров, обмена имеющегося опыта и др. (Куркова М. П., Баулина Е. А. (Топкинский МР), Допытаева Р. И., Королёва Н. Г. (Анжеро-Судженский ГО).

В ходе работы выступающими использовались различные формы организации участников семинара. Молодой специалист, педагог-психолог Наталья Сергеевна Крицула (педагог-психолог МБОУ «СОШ №16» Березовский ГО), впервые в своей профессиональной деятельности выступавшая публично, сумела организовать открытую дискуссию по проблемам молодого специалиста, педагога-психолога в выборе путей развития профессиональной компетентности. Это дало возможность определить весьма актуальные проблемы вхождения в профессию и в педагогический коллектив, общие нерешенные «наболевшие» проблемы и обсудить перспективы их разрешения.

С особым интересом обсуждались проблемы профессионального роста педагога-психолога в плане овладения теоретическими аспектами диагностики и методологии профилактики нарушений развития детей и подростков. Не менее интересным и актуальным оказался и вопрос о путях саморазвития личностной идентичности педагога-психолога в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Все это не только отражало специфику профессиональной деятельности педагога-психолога, но имело непосредственное отношение, по мнению воспитателей и социальных педагогов, и к их профессиональной деятельности.

Активность и полное погружение в обсуждаемую проблему особенно наглядно было продемонстрировано участниками в ходе проведения мастер-классов. Прежде всего, каждый мастер-класс был действительно МАСТЕР-классом - тщательно продуманным, добросовестно подготовленным в плане различных исходов предлагаемых упражнений, доступным для использования в дальнейшей деятельности любым из присутствующих и современным с точки зрения педагогических технологий. В том числе, мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагога-психолога «Я и мои ресурсы» (Шевелева Вера Алексеевна, педагог-психолог МБОУ «СОШ № 48» г. Кемерово) и мастер-класс по использованию игровых технологий с учетом особенностей развития личности на разных возрастных этапах (Горшкова Ольга Александровна, педагог-психолог МАДОУ № 12, г. Кемерово).

Таким образом, непосредственное и активное участие всех присутствующих в обсуждении и в предлагаемых выступающими интерактивных формах работы способствовало развитию профессиональной компетентности как педагогов-психологов, воспитателей, так и социальных работников и методистов. При обсуждении подчеркивалось, что методическое сопровождение является необходимым фактором профессионального роста педагога-психолога в соответствии с требованиями профессионального стандарта к его личностным и профессиональным качествам, способности к творческой деятельности, потенциалом к постоянному развитию.

При подведении итогов было отмечено, что поставленная цель достигнута, задачи решены, дидактический и информационный материал, предоставленный выступающими, может быть использован в работе педагогами-психологами, презентации и отдельные материалы рекомендованы для размещения на сайте КРИПКиПРО.

Скачать материалы семинара>>>

Приходько Н. И.

                                                                                   

Официальные партнеры

Важные ссылки