15 августа 2018 г. проведен семинар в рамках августовских мероприятий по теме «Технологии сопровождения социализации детей и поддержки семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации в учреждениях разного типа».
Участниками семинара были заместители руководители образовательных организаций, заместители руководителей ОО по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты реабилитационного центра. На семинаре присутствовало 55 человек из различных территорий Кемеровской области: города Кемерово, Анжеро-Судженского, Беловского, Ленинск-Кузнецкого, Прокопьеского, Тайгинского, Юргинского городских округов; Беловского, Гурьевского, Ижморского, Кемеровского, Крапивинского, Прокопьевский, Юргинского, Чебулинского, Яйского муниципальных районов.
Открыла семинар заведующая кафедрой ПиСПСОиС(К)О Иванова Мария Геннадьевна, которая в своем выступлении обозначила перспективы решения вопросов сопровождения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018 г. № 1375-р).
Саломатова Е.Р., социальный педагог Центр содействия семейному устройству Детей «Радуга»», подняла сложный, но очень значимый вопрос выявления несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении.
Специалисты ГКУ КО СРЦ «Маленький принц», г. Кемерово, Сидорова Н.В. и Баскакова А.Ю. познакомили участников с содержанием социально-правового и психологического сопровождения несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально-опасном положении.
Участники семинара активно обсуждали перспективы применения проектных технологий в деятельности педагогических работников образовательных организаций разного типа. Так, Сухих Надежда Сабиржановна, социальный педагог МБУ «Детский дом №1» г. Кемерово, представила результаты реализации двух проектов: инновационный социальный проект «От опеки сиротства к воспитанию семьи», направленный на развитие системы социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально значимый проект «Свет надежды – детям» на 2017-2019 годы.
Дюбикова Галина Евгеньевна, социальный педагог МБОУ "Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 3", Тяжинский МР, осветила достигнутые результаты и перспективы реализации образовательного проекта "Семейный очаг". Дюбикова Г. Е. затронула важную проблему современного образования – работу с родителями из семей группы риска.
На семинаре участники обсуждали и инновационные технологии сопровождения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Бабуков Константин Валерьевич, директор МКУ «Центр содействия семейному устройству Детей «Радуга»», Юргинский ГО, представил возможности технологии наставничества над замещающими семьями. Командирова Елена Юрьевна, зам. директора по УМР и Руденко Наталья Викторовна, воспитатель, руководителей МО воспитателей МБУ «Детский дом № 2», г. Кемерово, представили систему работы по внедрению педагогических технологий в практику образовательного процесса в детском доме, а также продемонстрировали возможности технологии «коучинг» в работе с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей.
По итогам семинара все участники отметили актуальность данной темы. Все выступающие отметили значимость комплексного подхода, сетевого взаимодействия в процессе сопровождения социализации детей и поддержки семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В целях развития системы социально-педагогической и психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, остро встают вопросы выделения механизмов выявления данных групп детей, определения эффективных практик по сопровождению социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, технологии профилактики девиантного поведения, а также технологии работы с семьями, повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей и родительской ответственности.
По результатам семинара предлагаем ознакомиться со следующими методическими материалами: