ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ
Кузбасского регионального ИПКиПРО
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 71741
18+

15 августа 2018 г. проведен семинар в рамках августовских мероприятий по теме «Проблемы ранней профориентации обучающихся основного общего образования в условиях реализации Программы воспитания и социализации общеобразовательной организации»

15 августа 2018 г. проведен семинар в рамках августовских мероприятий по теме «Проблемы ранней профориентации обучающихся основного общего образования в условиях реализации Программы воспитания и социализации общеобразовательной организации».

Участниками семинара были заместители директоров по воспитательной работе, методисты, руководители МО классных руководителей, старшие вожатые, педагоги-организаторы. На семинаре присутствовало 59 человек из 21 территорий: города Кемерово, Анжеро-Судженского, Таштагола, Беловского, Березовского, Киселевского, Ленинск-Кузнецкого, Междуреченского, Новокузнецкого, Осинниковского, Тайгинского, Юргинского городских округов; Гурьевского, Ижморского, Кемеровского, Крапивинского, Прокопьевский, Новокузнецкого, Юргинского, Яйского, Яшкинского муниципальных районов.

На семинаре раскрывались вопросы:

  • Проект ранней профориентации «Билет в будущее»;
  • Вопросы ранней профориентации обучающихся основного общего образования в Программе воспитания и социализации общеобразовательной организации;
  • Формы и методы ранней профориентации обучающихся основного общего образования в общеобразовательных организациях Кемеровской области.

Открыла семинар методист кафедры проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО Копылова Александра Владимировна. В своем выступлении она обозначила проблемы ранней профориентации обучающихся основного общего образования в общеобразовательных организациях Кемеровской области.

В выступлении директора АНО «Центр Развития Личности и Карьеры «Эмеральд», заместителя председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области Журавлевой Ольги Владимировны были раскрыты вопросы ранней профориентации обучающихся основного общего образования в Программе воспитания и социализации общеобразовательной организации, перспективы использования интерактивных форм и методов для ранней профориентации обучающихся основного общего образования в общеобразовательных организациях Кемеровской области.

Учитель ОБЖ МБОУ «СОШ №1» г. Калтан Щеголихина Юлия Леонидовна рассказала о профориентации учащихся в условиях временного коллектива краткосрочной выездной профильной смены.

В завершении семинара выступила Махиборода Людмила Ивановна, начальник отдела продвижения учебной литературы, филиал ООО «Издательство ЭКСМО» с темой «Использование современных информационных технологий для достижения качественных результатов Программы воспитания и социализации в рамках ФГОС ОО».

По итогам семинара все участники отметили актуальность данной темы. Долгое время проблемы профориентации воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей ребенка, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:

  • имеющиеся потребности общества часто идут вразрез с личными планами и желаниями школьников. Даже зная о перенасыщении рынка труда представителями «модных» и «престижных» специальностей, выпускники школ осознанно затрудняют себе дальнейшее трудоустройство, выбирая их в качестве желаемой профессии;
  • выбранная профессия не всегда соответствует возможностям школьника. Получив соответствующее образование и приступив к работе человек понимает, что выбор был ошибочным и для успешной реализации себя на данном поприще у него нет требуемых качеств личности. Смена профессии или переквалификация приводят к большим потерям времени и сил;
  • сочетание ведущейся профориентационной работы и необходимости обязательного выбора. Только к последним классам школьники обычно осознают, что сложный выбор карьерного пути по душе приведёт к длительным последствиям;
  • отсутствие у школьников навыков планирования, прогнозирования вкупе с необходимостью выстраивать долговременные планы своей будущей жизни и карьеры одновременно. В такой ситуации выпускник школы более-менее может представлять желаемые жизненные пути и предполагаемые профессии, но способы достижения данных целей будут ускользать от него без посторонней помощи;
  • требование обязательного выбора набора сдаваемых государственных экзаменов для последующего поступления в учебные заведения и профессии накладывается на отсутствующее или недостаточное представление учащихся о многообразии имеющихся в мире профессий, что приводит к череде ошибок, таких как выбор будущей карьеры по степени её «престижности», за компанию с друзьями или просто по советам родителей;
  • потребность школьников в профессиональном обучении и отсутствие или недостаточная квалификация школьных психологов и профконсультантов, способных вести длительную профориентационную деятельность начиная с начальных классов и сопровождая ребёнка до самого выпуска.
  • желая попробовать себя в той или иной профессии, школьник понимает, что такой возможности в школе или ближайшем окружении просто не существует. Профориентационные уроки в игровой форме не проводятся, экскурсии на предприятия не осуществляются и т.д.

Для постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников участники семинара выделили следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:

  • раннее профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора;
  • профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях;
  • воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды;
  • развитие и улучшение индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.);
  • профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.

По результатам семинара предлагаем ознакомиться со следующими методическими материалами:

Тема выступления Ф.И.О. участника Файл
Проблемы ранней профориентации обучающихся основного общего образования в условиях реализации Программы воспитания и социализации общеобразовательной организации Копылова Александра Владимировна, методист кафедры проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО
Проект ранней профориентации «Билет в будущее». Вопросы ранней профориентации обучающихся основного общего образования в Программе воспитания и социализации общеобразовательной организации. Перспективы использования интерактивных форм и методов для ранней профориентации обучающихся основного общего образования в общеобразовательных организациях Кемеровской области Журавлева Ольга Владимировна, канд.пед.наук, директор АНО «Центр Развития Личности и Карьеры «Эмеральд», заместитель председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области
Профориентация учащихся в условиях временного коллектива краткосрочной выездной профильной смены Щеголихина Юлия Леонидовна, учитель ОБЖ МБОУ «СОШ №1» г. Калтан
Использование современных информационных технологий для достижения качественных результатов Программы воспитания и социализации в рамках ФГОС ОО Махиборода Людмила Ивановна, начальник отдела продвижения учебной литературы, филиал ООО «Издательство ЭКСМО»

Методисты                                                               Копылова А. В.

кафедры проблем воспитания                                  Бауэр Л. В.

и дополнительного образования

Официальные партнеры

Важные ссылки