КРИПКиПРО

Анализ работы проблемно-ориентированного семинара «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с признаками одаренности в образовательных организациях»

В соответствии с планом Образовательных услуг КРИПКиПРО на 2017-2018 год семинар проводился 26 апреля 2018 года. Тематика завершающего третьего семинара по проблеме одаренности предполагала рассмотрение вопросов, касающихся осуществления в образовательных организациях психолого-педагогического сопровождения, как системы взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности с целью создания психологически комфортной, формирующей и развивающей среды для детей и подростков с признаками одаренности.

В связи с этим содержание работы участников семинара определялось поставленной целью: содействие повышению профессиональной компетенции педагога, необходимой для осуществления психолого-педагогического сопровождения развития одаренности у детей и подростков в современных условиях.

Обсуждение участниками семинара актуальности проблемы показало, что большинство присутствующих педагогов владеют знаниями о требованиях, которые предъявляются сегодня федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и основного общего образования к работе педагога по развитию личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации детей и подростков, в том числе одаренных и талантливых.

На семинаре присутствовало 22 человека из 8 территорий, в том числе: г. Гурьевск – 2, Кемерово – 5, Киселевский ГО – 2, г. Полысаево – 1, Тайгинский ГО – 6, ст. Трудармейская – 1, Юргинский ГО – 2, Юргинский МР – 3.

Тематика семинара привлекла внимание как педагогов-психологов – их было 9 человек, учителя психологии (1 чел.), воспитателей (6 чел.), педагогов дополнительного образования (4 чел.), так и, заместителя руководителя (1 чел.) и методиста (1 чел.), что подтверждает актуальность обсуждаемых вопросов.

В ходе работы семинара поставленная цель достигалась путем успешного решения следующих задач.

1. Выявлены запросы слушателей по заявленной проблеме. Большая часть их касалась путей работы с обучающимися с признаками одарённости.

2. Выявлена актуальность проблем и степень их решения в образовательных организациях различного типа по работе с одаренными подростками, которые:

  • испытывают трудности в межличностном общении;
  • воспитываются в неблагополучных семьях;
  • пережили травмирующие ситуации во взаимодействии со сверстниками и педагогами.

3. Приобретению практического опыта участниками семинара по обсуждаемым вопросам содействовало разнообразие форм подачи информации выступающими: элементы тренинга, дидактическая игра, элементы дискуссии, диагностические процедуры, разрешение проблемных ситуаций.

4. Развитию профессиональных умений, необходимых для организации, проведения и анализа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с признаками одаренности с учетом современных требований, способствовало:

  • участие в обсуждении каждого выступления с точки зрения подачи информации, оригинальности и инновационности используемых методов, практической значимости и методической грамотности анализа работы;
  • публичный характер подачи информации работы (для четырех участников семинара представление своего опыта на региональном уровне было впервые);
  • анализ представленных форм работы в соответствии их с требованиями ФГОС и Профессионального стандарта;
  • выявление современных подходов к пониманию сущности понятий «одаренность», «признаки одаренности», «талант», «способности», «современные технологии», «девиантное поведение», «дисгармоничный тип развития одаренности» и др.

В ходе семинара большое внимание было уделено процессу выявления творческих способностей при подготовке к участию в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. Особый интерес участники проявили к решению проблемы профилактики стресса и саморегуляции у одаренных детей и подростков.

Активно обсуждались такие вопросы, предложенные выступающими, как:

  • пути развития творческого потенциала одаренных детей и подростков с дисгармоничным типом развития на занятиях в тренинговом режиме (Солдатова Ю.В.);
  • выявление и формирование готовности одаренных детей к профессиональному самоопределению в условиях дополнительного образования (Гурская Л. А.);
  • организация методической работы с педагогами по решению проблем во взаимодействии с одаренными подростками (Кленикова Е. А.);
  • выбор педагогом стратегий работы с одаренными обучающимися сельской школы (Ткаченко Л. А.);
  • пути решения проблем межличностного взаимодействия у одаренных подростков, воспитанников учреждения закрытого типа, склонных к девиантному поведению (Преображенская Г.А.).

Анализ результатов обратной связи показал высокий уровень удовлетворенности слушателей:

  • информацией, полученной на семинаре;
  • материалами, представленными участниками в ходе семинара, которые могут быть использованы в работе;
  • психологическим комфортом, созданным на семинаре;

Особо участники семинара отметили доступность в сочетании с научностью и актуальность обсуждаемой информации, а также разнообразие форм работы, участие в которых способствовало профессиональному и личностному росту педагогов. Кроме того, практически каждый подчеркивал профессионализм педагогов как в подаче материала, так и его содержательной части.

На вопрос о том, что для участников было наиболее актуальным, ответы были разнообразны и многоплановы, и как результат, были названы практически все выступления (каждый назвал более 4 выступлений). Многие педагоги признались, что было трудно выделить наиболее интересные выступления, так как каждое раскрывало один из аспектов работы с детьми разного возраста и в различных ситуациях.

В завершении работы были определены перспективы профессионального роста в следующих вопросах психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с признаками одаренности:

  1. организация взаимодействия всех субъектов психолого-педагогического сопровождения образовательной организации в выявлении, развитии и сохранении одаренности,
  2. учет возрастных и индивидуально-типологических особенностей в работе с одаренными детьми и подростками;
  3. освоение и применение диагностического материала по выявлению признаков одаренности детей и подростков.

Участники выделили следующие выступления, материал которых в виде презентаций и текстовой информации может быть размещен в методической копилке кафедры.

Рекомендуемый перечень материалов, представленных на семинаре:

  1. Работа с одаренными детьми с дисгармоничным типом развития, Солдатова Ю.В., педагог-психолог МБОУ «ООШ №90», г. Кемерово.
  2. Пути решения проблем межличностного взаимодействия у одаренных подростков, склонных к девиантному поведению, Преображенская Г.А., педагог-психолог ГСУВОУ КСОШ им. Э.Г. Фельде.
  3. Использование современных методов и форм в диагностике по выявлению творческих способностей обучающихся, Гатальская А. В., педагог-психолог МБОУ «Трудармейская СО».
  4. Формирование готовности к профессиональному самоопределению одаренных детей в условиях УДО Гурская Л. А., педагог-психолог ДОД Рудничного р-на г. Кемерово.

Ответственный за проведение семинара: Приходько Н. И.

Официальные партнеры

Важные ссылки