КРИПКиПРО

Анализ работы проблемно-ориентированного семинара «Пути развития одаренности на разных возрастных этапах»

В соответствии с планом Образовательных услуг КРИПКиПРО на 2017-2018 год семинар проводился 26 октября 2017 года. Тематика семинара была определена актуальностью поставленных перед образованием образовательных задач, в том числе, работы с одаренными детьми, как одной из категорий детей с особыми образовательными потребностями.

В требованиях, которые предъявляются сегодня федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС), в частности, ФГОС ООО к получению результатов обучения, подчеркивается необходимость развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта (ФГОС ООО, р. IV, п. 21). Именно на это было ориентировано содержание проблемно-ориентированного семинара.

На семинаре присутствовало 36 человек из 12 территорий, в том числе: г. Белово – 9, г. Березовский – 2, с. Ваганово – 1, пгт Верх-Чебула – 2, г. Ленинск – Кузнецкий – 1, Кемерово – 4, Кемеровский район – 2, г. Прокопьевск – 1, Прокопьевский район – 1, пгт. Промышленная – 6, г. Тайга – 5, г.– 1, г. Юрга – 1.

Среди участников семинара были педагоги-психологи (5 чел.), 1 учитель литературы и русского языка, 1 учитель технологии, зам. директора по УВР (4 чел.), 1 зам. директора по УМР, 1 методист, 1 педагог-организатор, 1 социальный педагог, педагоги дополнительного образования (2 человека), воспитатель ДОО (19 чел.).

Разнообразие должностей, видов и типов образовательных организаций подтверждает актуальность предлагаемой к обсуждению проблемы.

Работу участников, педагогических и руководящих работников, представляющих разные сферы профессиональной деятельности, объединяла основная цель семинара: содействие повышению профессиональной компетентности педагога, необходимой для развития одаренности обучающихся в современных условиях.

В ходе работы семинара цель достигалась путем успешного решения следующих задач.

1. Выявлены запросы слушателей по заявленной проблеме. Большая их часть касалась актуализации знаний:

  • специфики возрастных особенностей на каждом из этапов развития;
  • особенности работы с учетом дисгармоничного типа развития личности ребенка; отбор диагностического инструментария при обилии рекомендуемых сегодня методик; организация взаимодействия с другими субъектами психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка и подростка.

2. Выявлена актуальность проблемы работы с одаренными детьми в рамках введения ФГОС. Преподавателями кафедры были представлены различные аспекты ее решения, в том числе:

  • разведение понятий, активно употребляемых сегодня педагогами, их дифференциация и соответствие принятым в науке: «задатки», «способности», «талант», «одаренность»; виды и типы одаренности;
  • определение сущности представления сегодня об одаренности (интеллект + творчество + мотивация);
  • основные положения документов, регламентирующие сегодня запрос социума на выявление, сохранение и развитие одаренных детей и подростков;
  • выбор путей взаимодействия с семьей одаренного ребенка и возможности использования педагогами различных организаций форм и методов работы с одаренными во внеурочное время.

3. Выступления участников семинара способствовали актуализации и приобретению педагогами теоретических знаний в вопросах решения таких проблем, как:

  • осуществление диагностики и развития одаренных и талантливых детей на разных возрастных этапах;
  • развитие творческих способностей у воспитанников детского дома с речевыми нарушения;
  • система работы по развитию одарённости школьников в рамках реализации программ внеурочной деятельности;
  • реализация творческого потенциала дошкольников;
  • особенности работы воспитателей с одаренными детьми;
  • использование технологий активного слушания во взаимодействии с одаренными детьми;
  • психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей с одаренными детьми;
  • выбор диагностического инструментария для выявления творческого потенциала у младших школьников.

4. Активное участие в мастер-классах способствовало развитию профессиональных компетенций, необходимых для организации, проведения и анализа работы по развитию одаренности обучающихся на разных возрастных этапах с учетом современных требований.

В ходе семинара обсуждались организация психолого-педагогического сопровождения выявления и поддержки одаренных детей в процессе реализации программ внеурочной деятельности на опыте педагогов дополнительного образования. Анализировался практический опыт (в форме презентаций) по работе с детьми и воспитанниками в рамках обсуждаемой проблемы педагогических коллективов детских домов и детских садов.

Анализ результатов обратной связи показал высокий уровень удовлетворенности работой на семинаре, удовлетворение ожиданий и готовность использовать в работе новые предложенные методики, средства, формы и т.д. Участники семинара отметили научность и актуальность представленной информации. Особо было отмечено разнообразие форм работы (мастер-класс, дискуссия, работа с презентациями, выполнение упражнений, диагностика).

Трудно выделить наиболее интересные выступления, каждое раскрывало один из аспектов работы с детьми разного возраста и в различных ситуациях; было тщательно подготовлено, грамотно подано и сопровождалось презентациями, раздаточным материалом, используемым коллегами непосредственно в работе с детьми, педагогами и родителями. В частности, выступающие представили не только теоретические аспекты проблемы, но и обратились к личному опыту присутствующих, что вызвало живое участие и желание освоить предлагаемые упражнения, рекомендации, психологические правила.

В завершении работы были определены актуальные проблемы деятельности педагогов в выборе путей развития одаренности на разных возрастных этапах, к числу которых отнесены:

а) взаимодействие всех субъектов психолого-педагогического сопровождения образовательной организации в развитии и сохранении одаренности,

б) необходимость профессионального роста педагогов в работе с детьми различного возраста (учет возрастных особенностей разных возрастных периодов; владение современными диагностическими методиками; повышение квалификации, самообразование по проблеме учета кризисных периодов, влияющих на развитие одаренности и др.).

Среди пожеланий участников поступило предложение: поставить на сайт КРИПКиПРО материал выступлений, в том числе: фрагменты фильмов, фотографии, комментарии к презентациям и др.

Рекомендуемый перечень материалов, представленных на семинаре

Название Автор Файл
«Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей с одаренными детьми» Зуева Наталья Сергеевна, педагог-психолог МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детский дом №1, г. Гурьевск Кемеровской области

screenshoto 2

«Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками» Савокина Надежда Анатольевна и Брейдер Елена Яковлевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад «Светлячок», пгт Промышленная screenshoto 2
«Реализация творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной и музыкальной деятельности» Абдрафикова Зоя Ивановна, педагог-психолог; Останина Ольга Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Светлячок», пгт Промышленная. screenshoto 2
«Из опыта работы по выявлению и развитию одаренности» Селиванова Инна Сергеевна, воспитатель младшей группы МБДОУ Детский сад № 25, г. Белово
Презентация «Особенности работы воспитателей МБДОУ № 25, г. Белово с одаренными детьми», проект «Мир волшебных сказок» Авторский коллектив МБДОУ № 25, г. Белово screenshoto 2
«Организация работы с одарёнными школьниками в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» (программа, диагностический материал, текст выступления, презентация) Киселева Екатерина Николаевна, учитель психологии; Воротникова Надежда Владимировна, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 им. Амелина Станислава Александровича», г. Кемерово 
Исследовательский проект «Одаренные дети» (из опыта работы по выявлению и развитию одаренности), презентация и пояснения к тексту Еремчукова С.С., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 54», г. Тайга 
«Одаренный ребенок в детском саду: пути и проблемы в воспитании» Мищенко О.В., Бондаренко А.М., воспитатели МБДОУ № 110, г. Белово
«Психологические и социальные особенности одаренных учащихся различных типов» Коротких Е. И., педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 32», г. Новокузнецк.
Презентация «Роль семьи в развитии одаренности» Корчуганова В. В., канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры ПСПСОиСП(К)О КРИПКиПРО. screenshoto 2
«Правила активного слушания» (методические рекомендации)
Грузд О. Г., педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 25», г. Кемерово
Презентация «Использование современных технологий во взаимодействии с одаренными детьми» screenshoto 2

Ответственный за проведение семинара: Приходько Н. И.

Официальные партнеры

Важные ссылки