КРИПКиПРО

Публичный доклад КРИПКиПРО за 2016/17 учебный год

 Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД

«О результатах деятельности государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по итогам 2016/17 учебного года»

Введение

 Публичный доклад содержит комплексную характеристику актуального состояния деятельности государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (далее – КРИПКиПРО, Институт) за 2016/17 учебный год, составленную на основе результатов статистической отчетности и мониторинга учебной, учебно-методической, научно-методической, научно-исследовательской, организационной и информационно-методической деятельности Института.

Цель настоящего доклада - представить широкому кругу общественности, в том числе педагогическим и руководящим работникам региональной системы образования, основным партнерам и потребителям образовательных услуг Института, информацию об основных результатах, потенциале и условиях функционирования КРИПКиПРО, приоритетных направлениях его развития.

Отчет доступен общественности на сайте http://ipk.kuz-edu.ru/.

1. Общая информация

 ГОУ ДПО(ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» является государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, имеющим статус юридического лица и реализующим дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки) и программы подготовки научно-педагогических кадров.

Учредителем института является департамент образования и науки Кемеровской области.

На протяжении всего периода существования (с 1943 года) основной целью деятельности института является содействие развитию профессионализма педагогических и руководящих работников системы образования Кемеровской области, повышение их методологической культуры.

На протяжении ряда лет приоритетными направлениями деятельности КРИПКиПРО являются:

  • расширение вариативных форм непрерывного образования, способствующих развитию профессионализма педагогов;
  • развитие профессиональной компетентности работников образования в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и профессионального стандарта педагога;
  • сопровождение реализации программы развития и обновления кадрового потенциала региональной системы образования в условиях нового законодательства;
  • активизация деятельности регионально-муниципальной многоуровневой методической службы по обеспечению современного качества образования через развитие единого научно-методического пространства;
  • сопровождение процесса информатизации образовательной среды региона, внедрение современных технологий обучения как средства повышения доступности качественного образования;
  • содействие развитию регионального образования через систему информационного сопровождения процессов управления сферой образования на основе комплексного мониторинга состояния региональной системы образования;
  • научно-методическое сопровождение направлений инновационной деятельности;
  • сопровождение деятельности педагогов по обеспечению равного доступа к образованию обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • обеспечение возможностей для самореализации и самоутверждения педагогов в профессиональном сообществе, развитие конкурсного движения, совершенствование форм аттестации руководящих и педагогических работников, распространение лучших образцов педагогического опыта с целью формирования позитивного образа педагога в общественном сознании.

Конкурентными преимуществами института являются его высокопрофессиональный стабильный коллектив, в состав которого входят 116 педагогических работников, в том числе 3 доктора наук и 32 кандидата наук, наличие условий для максимального удовлетворения потребностей потребителей образовательных услуг посредством реализации значительного количества дополнительных программ повышения квалификации и дополнительных программ профессиональной переподготовки, активное участие в научно-исследовательской деятельности, социально активная жизненная позиция сотрудников института.

Материально-техническая база института постоянно обновляется и развивается, что позволяет обеспечить ее соответствие всем современным требованиям: есть лекционные аудитории, компьютерные классы, интернет-класс, библиотека, читальный зал. Все помещения института оснащены современной мебелью, обновляется парк компьютерной, множительно-копировальной техники, все компьютеры института, в том числе в лекционных аудиториях, обеспечены выходом в Интернет. Кроме того, институт имеет свою типографию, гаражи, общежитие. В институте созданы безопасные условия пребывания слушателей и сотрудников, здание оснащено современной автоматической пожарной сигнализацией, камерами видеонаблюдения.

Институт является организатором и активным участником научно-практических конференций различного уровня, выставок, социально значимых акций.

Социальными партнерами Института являются Кузбасским отделением Всероссийского педагогического общества, региональным советом ветеранов педагогического труда, организациями дополнительного профессионального образования Российской Федерации и Сибирского федерального округа, муниципальными методическими службами, ведущими издательствами и др.

В 2016/17 году были пролонгированы договоры с 9 издательствами и издательскими группами, заключены договоры о сотрудничестве с 3 издательствами («Бином», «Национальное образование», «Экзамен), которые предоставляют новые, актуальные, соответствующие требованиям федеральных образовательных стандартов на всех уровнях общего образования издания, как в печатной, так и в электронной форме в фонд библиотеки.

Расширены партнерские отношения с организациями АНО «Центр немецкого языка» г. Кемерово, НОУ Международный лингвистический центр «Хайлайт» г. Кемерово, Международная школа иностранных языков «Бенедикт» г. Кемерово.

Отличительной особенностью КРИПКиПРО является наличие санатория-профилактория, на базе которого работники системы образования имеют возможность пройти курс лечения и оздоровления.

2. УЧЕБНАЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРИПКиПРО

Учебная и учебно-методическая деятельность Института осуществляется в соответствии с региональной политикой в сфере образования, программой «Развитие и обновление кадрового потенциала как фактор повышения качества региональной системы образования на 2017–2020 годы», с учетом приоритетных направлений деятельности института и на основе плана образовательных услуг КРИПКиПРО на 2016/2017 учебный год. Образовательная деятельность реализуется посредством программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура), дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки (далее – ДПП ПК и ДПП ПП), а также направлений научно-методического сопровождения непрерывного профессионального образования руководящих и педагогических работников Кемеровской области.

Организацию и координацию учебной и учебно-методической деятельности Института осуществляет Учебно-методический совет (УМС). В течение 2016/17 учебного года состоялось 6 заседаний УМС, по результатам которых были утверждены изменения в учебно-тематические планы дополнительных профессиональных программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки на 2016/17 учебный год, темы выпускных работ слушателей факультета профессиональной переподготовки; рекомендован перечень дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, разработанных кафедрами, для участия в региональном конкурсе и т.д.; рассмотрены проблемы и перспективы использования современных образовательных технологий в практике образовательной деятельности преподавателей института; возможности методических (инновационных) маршрутов как формы повышения профессионализма педагогических работников Кемеровской области; опыт, проблемы, перспективы внедрения кредитно-модульной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников и др.

 

2.1 Обучение по программамподготовки научно-педагогических кадров

В 2016/17 учебном году 16 педагогических работников осваивали программыподготовки научно-педагогических кадров в КРИПКиПРО по программам профилей (направленности) «Общая педагогика, история педагогики и образования» и «Теория и методика профессионального образования».

Лекторский состав, реализующий программы подготовки научно-педагогических кадров, представлен докторами наук – 67 % и кандидатами наук – 33%.

Впервые аспиранты, завершившие обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров, подготовленным в соответствии с ФГОС ВО, прошли государственную итоговую аттестацию (ГИА), состоящую из 2-х этапов:

  • государственный экзамен «Тенденции развития современного образования»;
  • государственная итоговая аттестация по итогам обучения в аспирантуре (представлены и защищены 4 научные квалификационные работы).

Итоговые испытания аспиранты прошли в полном объеме с высокими качественными показателями: 75% -отлично, 25% - хорошо. Выпускники аспирантуры получили дипломы государственного образца о полном освоении программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, им присвоена квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

В отчетном периоде Птахиной Ю. А. защищена диссертационная работа по теме «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников интернатных учреждений», научные руководители: О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, профессор; Э. М. Казин, д-р. биол. наук, профессор.

На межкафедральном семинаре КРИПКиПРО, который состоялся 23 мая 2017 г., были заслушаны три диссертационные работы, две из которых рекомендованы к защите в 2018 году.

В 2017/18 учебном году предполагаются изменения в проведении вступительных испытаний, что связано с принятием МОиН РФ документа о «Порядке приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (от 12.01.2017 г. № 13). Опираясь на данный документ, ученый совет Института принял решение об изменении формы вступительных экзаменов, утвердив новую форму – Собеседование по профилю программы.

План приема в бюджетную аспирантуру по направлению 44.06.01 – Образование и педагогические науки в 2017/18 учебном году составляет 5 мест.

 

2.2 Обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки (ДПП ПП)

Факультет профессиональной переподготовки КРИПКиПРО (далее – ФПП) гибко и оперативно реагирует на изменения, происходящие в образовании, и предлагает оптимальную форму обучения слушателей по ДПП ПП – очно-заочную, с использованием дистанционных образовательных технологий.

Преимущества обучения по ДПП ПП в КРИПКиПРО:

  • - соответствие содержания учебных планов ДПП ПП изменениям в законодательстве РФ, Кемеровской области в сфере образования и требованиям профессиональных стандартов;
  • - владение информацией о запросах и профессиональных дефицитах педагогических работников на уровне региона и разработка модулей и тем ДПП ПП, способствующих их восполнению;
  • - тесная связь с работодателями, учет их запросов при разработке учебно-тематических планов, экспертиза работодателями ДПП ПП и тематики выпускных работ, включение работодателей в состав аттестационной комиссии.

В 2016/17 уч. году обучение на ФПП осуществлялось по 11 ДПП ПП:

  • «Менеджмент организации»
  • «Педагогика, психология и методика преподавания школьных дисциплин»
  • «Дошкольное образование»
  • «Логопедия»
  • «Олигофренопедагогика»
  • «Педагогика и психология»
  • «Педагогика начального образования»
  • «Педагогика дополнительного образования»
  • «Социальная педагогика»
  • «Специальная педагогика и психология»
  • «Естественно-научное образование».

Наиболее востребованными у педагогических работников Кемеровской области в 2016/17 уч. году стали программы «Педагогика, психология и методика преподавания школьных дисциплин», «Дошкольное образование», «Олигофренопедагогика» и «Логопедия».

К реализации ДПП ПП привлечены ведущие лекторы ГОУ ДПО (ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.В. Горбачева», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», ГАОУ ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», ГПОУ «Кемеровский педагогический колледж», специалистами Гос. службы по надзору и контролю в сфере образования КО, МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецк и других образовательных организаций.

Всего в 2016/17 уч. году выпускные работы успешно защитили 490 человек. Процент удовлетворенности слушателей качеством образовательных услуг на факультете составил – 96,2%.

Сегодня ФПП решает задачу актуализации содержания учебных планов ДПП ПП в соответствии с изменениями в законодательстве РФ в сфере образования, запросами работодателей и педагогических работников.

Так, в связи с принятием профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» скорректирована программа «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовании»; в ДПП ПП «Естественно-научное образование»для учителей, планирующих преподавать астрономию, введен модуль «Преподавание астрономии в школе»; разработана и готова к реализации в 2017-2018 уч. году ДПП ПП «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения» и т.п.

 

2.3 Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации (ДПП ПК)

Факультет повышения квалификации КРИПКиПРО (далее – ФПК) ежегодно проводит исследования потребностей в образовательных услугах на рынке труда и способен удовлетворить профессионально-образовательные потребности работников сферы образования. Для достижения цели ФПК активно взаимодействует с кафедрами и другими подразделениями Института.

Преподавателями и методистами кафедр Института разрабатываются новые и корректируются действующие ДПП ПК с учетом изменения нормативных правовых документов РФ в сфере образования, запросов и профессиональных дефицитов (затруднений) работников образования Кемеровской области.

Так, например, введение ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, интеллектуальными нарушениями и выявленные у учителей физической культуры и ОБЖ недостаточный уровень специальных знаний, позволяющих осуществлять работу с детьми с ОВЗ, не высокий уровень профессиональных умений по применению специальных технологий, методов, приёмов коррекционно-развивающей работы и т.п., стали основанием для разработки и реализации ДПП ПК «Адаптивная физическая культура в системе общего образования» (36-72 часа). Обучение на внебюджетной основе прошли 41 человек.

В связи с выходом федерального закона № 313-ФЗ от 03.07.2016 г., предусматривающего обязательное обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи, для всех желающих, дополнительно в течение года разработана ДПП ПК «Оказание первой помощи пострадавшим» от 16 до 72 часов.

По заявкам работодателей были разработаны и реализованы в отчетном году ДПП ПК:

  • для учителей астрономии «Преподавание астрономии в школе в условиях обновления содержания среднего образования»;
  • для руководящих и педагогических работников ДОО «Технология инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»;
  • для педагогических работников «Теоретические и практические аспекты преподавания предметов в ОО, реализующих АООП НОО ОВЗ, АООП УО в соответствии с ФГОС»;
  • для учителей начальных классов «Формирование профессиональной компетентности педагога по работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии».

В 2016 г. совместно с Кемеровским государственным университетом при поддержке департамента образования и науки проведено обучение 100 педагогов Кемеровской области в рамках Международной лингвистической школы по программе повышения квалификации: «Русский язык в современном поликультурном пространстве» (72 часа).

Реестр ДПП ПК, прошедших конкурсный отбор и реализуемых КРИПКиПРО, размещен на сайте Института и включает 200 ДПП ПК, 17 программ стажировки, 23 общеразвивающие программы.

Всего в 2016/17 учебном году по 86 ДПП ПК обучился 8751 работник образования, из них 1580 человек обучились в рамках федеральной стажировочной площадки по мероприятиям ФЦПРО 2016-2020 гг.

Учебные планы всех программ повышения квалификации включали проведение выездных тематических занятий (ВТЗ). Работники образования с богатым положительным управленческим и педагогическим опытом 115 образовательных организаций области, с которыми Институт заключил договоры о сотрудничестве, проводили мастер-классы, давали открытые уроки, делились своими методическими наработками, отвечали на вопросы слушателей.

Формы обучения по ДПП ПК, предлагаемые Институтом в 2016/17 учебном году, учитывали, в том числе, пожелания работодателей и тип занятости участников обучения.

Необходимо отметить, что в 2016/17 учебном году было востребовано повышение квалификации с использованием кредитно-модульной системы обучения, его прошли 106 работников образования.

В течение всего периода обучения педагогических работников сотрудники ФПК и Института обеспечивали профессиональную адаптацию слушателей на «входе» и «выходе»; организовывали качественное техническое сопровождение образовательного процесса в соответствии с действующими требованиями и нормами, проводили анализ и оценку деятельности ППС, работающих на Факультете и т.п.

Средний балл результатов рейтинга преподавателей КРИПКиПРО за 2016/17 учебный год составил - 4,94. Средний процент удовлетворенности слушателей обучением по ДПП ПК составил 97,23 %.

В результате, в 2016/17 учебном году все ДПП ПК были реализованы в полном объеме согласно учебному и учебно-тематическому планам.

 

2.4 Непрерывное профессиональное развитие педагогов

В течение учебного года методистами кафедр изучались профессиональные затруднения и запросы руководящих и педагогических работников образовательных организаций, а также удовлетворенность педагогических работников образовательных организаций условиями труда.

На основе анализа полученных данных и данных результатов исследования удовлетворенности обучающихся и родителей Кемеровской области качеством образования, которое проводится ежегодно Центром мониторинга состояния региональной системы образования КРИПКиПРО, были выявлены проблемы и дефициты, связанные с реализацией руководящими и педагогическими работниками трудовых функций. С учетом полученной информации о современном состоянии качества педагогической и управленческой деятельности работников образовательных организаций области, ППС и методистами кафедр определялись темы и ключевые вопросы постоянно действующих и проблемно-ориентированных семинаров, вебинаров и темы консультаций на 2016/17 уч. год.

Таблица 1

Мероприятия, направленные на непрерывное профессиональное развитие педагогов

№ п/п Наименование мероприятия Количество семинаров
2014-2015 2015-2016 2016/17
1 Постоянно действующий семинар 164 113 141
2 Проблемно-ориентированный семинар 146 131 131
3 Семинар с участием издательства 12 11 14
4 Вебинар 35 56 73
5 Консультация 128 103 135
6 Интернет консультация 12 10 11
7 Лекторий 2 4 3
8 Межпредметный семинар 24 26 5
9 Межкафедральный семинар 14 7 8
10 Семинар с использованием ВКС 5 7 11
  Итого 542 516 532

Актуальность приобрели выездные семинары, проводимые на базе образовательных организаций Березовского ГО, Беловского ГО, Междуреченского ГО, Юргинского ГО, Беловского МР, Яйского МР и др.

За отчетный период кафедрами Института проведено 532 мероприятия, направленных на непрерывное профессиональное развитие педагогов, в которых приняли участие свыше 12 516 работников образования Кемеровской области.

В 2017 году Институтом были организованы авторские семинары. Например, семинары О. В. Журавлевой, кан. пед. наук, заместителя председателя Общественной палаты Кемеровской области по социальной политике и качеству жизни по темам «Психолого-педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», «Методы и технологии профессиональной ориентации обучающихся, специфика их применения» вызвали большой интерес как у учителей, педагогов-психологов, воспитателей детских домов, так и у заместителей руководителей образовательных организаций.

По заявке Областного центра мониторинга качества образования методистами и ППС Института была проведена большая работа по разработке и проведению цикла проблемно-ориентированных семинаров в объеме 24 часов по теме «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации: биология, физика, математика, русский язык и обществознание». для учителей биологии -101, физики - 63, математики - 107, русского языка - 101 и обществознания – 40. Всего в семинарах приняли участие 412 педагогов.

Удовлетворенность мероприятиями, направленными на непрерывное профессиональное развитие педагогов, высказали 98 % участников.

Таким образом, каждому руководящему и педагогическому работнику образовательной организации предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию своего непрерывного профессионального развития.

 

3. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРИПКиПРО

Научно-методическая и научно-исследовательская деятельность Института в 20016/17 учебном году была направлена на поддержание единого научно-методического пространства региональной системы образования, осуществление научно-методического сопровождения процессов развития профессионализма педагогов, развитие региональных профессиональных методических объединений (РПМО) и возрождение института наставничества.

Координирует работу по научно-методическому сопровождению приоритетных направлений развития региональной системы образования координационный совет по инновационной и экспериментальной деятельности. В отчетном учебном году прошло шесть заседаний координационного совета, на которых представлялись результаты реализации региональных проектов, деятельности опорных площадок кафедр института и региональных инновационных площадок; рассматривались вопросы о роли профессиональных сообществ в тиражировании инновационного опыта педагогических работников, организации и осуществления экспертизы научно-методической продукции, а, также, образовательные инициативы образовательных организаций, претендующих на статус «Региональная инновационная площадка».

 

3.1 Научно-методическое сопровождение развития региональной системы образования

 Научно-методическое сопровождение развития региональной системы образования осуществляется по 14 направлениям инновационной деятельности, каждое из которых курирует научный консультант.

В 2016/17 учебном году в Кемеровской области функционировала 351 инновационная площадка, в том числе, на региональном уровне – 101 (95 общеобразовательных организаций), на муниципальном уровне – 250 (231 общеобразовательная организация). Количество инновационных площадок различного уровня и образовательных организаций области, осуществляющих инновационную деятельность, в сравнении по годам представлено в таблице.

Таблица 2

Количество инновационных площадок (ИП) и образовательных организаций (ОО)

Учебный год Уровень Всего
Региональный Муниципальный
ИП ОО ИП ОО ИП ОО
2014/15 60 98 241 205 301 303
2015/16 110 105 241 221 351 326
2016/17 101 95 250 231 351 326

Наиболее значимой областью применения инноваций в региональной системе общего образования является обучение. Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих инновационную деятельность в данной области, составила 46% от общего числа организаций, реализующих инновационную деятельность. В таких областях применения инновационной деятельности как воспитание и содержание образования работают 59,02 и 47,6 % общеобразовательных организаций соответственно. В региональной системе дошкольного образования наиболее востребованными направлениями инновационной деятельности являются воспитание и содержание образования (более 50 % организаций, осуществляющих инновационную деятельность).

Стало традиционным участие общеобразовательных организаций, имеющих статус региональных инновационных площадок (РИП), в различных региональных конкурсах. Всего в конкурсном движении приняли участие 68 образовательных организации и 89 педагогов; восемь образовательных организаций и 42 участника отмечены дипломами победителей и лауреатов.

Пять РИП приняли участие во всероссийском конкурсе «Путь к успеху». Победителем в номинации конкурса «Лучшая практика применения новых образовательных технологий и использования ИКТ» стала МБОУ «Гимназия № 24» Междуреченского ГО, которая 14-15 марта 2017 года приняла участие во Всероссийской научно-методической конференции «Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы», представляя инновационный опыт гимназии.

МБОУ «Трудармейская средняя общеобразовательная школа» Прокопьевского МР стала победителем федерального конкурса на лучшую практику тиражирования образовательных инноваций, проведенного ООО «ОНИКС» - исполнителя государственного контракта, с выплатой денежной премии.

В рамках Кузбасского образовательного форума – 2017 шесть РИП стали победителями конкурса «Инновации в образовании».

В 2016/17 учебном году около 5000 педагогов области представили педагогический опыт.

Таблица 3.

Обобщение опыта деятельности инновационных площадок образовательных организаций в 2016/17 учебном году

Формы обобщения опыта Тип образовательной организации
ООО ДОО УДОД
Семинары 524 342 50
Стажировки 112 57 4
Мастер-классы 638 281 75
Педагогические мастерские 258 119 11
Социально-общественные презентации 479 200 35
Участие в научно-практических конференциях 143 93 14
Публикации 217 128 38
Конкурсы по реализуемым направлениям инновационной деятельности, в т.ч.:
– участие в конкурсах 278 193 39
– победы в конкурсах 223 120 24

Наиболее востребованной формой распространения педагогического лучшего опыта, по-прежнему, остается его представление на научно-практических конференциях, семинарах и мастер-классах. Более 3000 статей педагогов области опубликовано в сборниках материалов научно-практических конференций различного уровня (Кемерово, Москва, Омск, Санкт-Петербург, Томск, Уфа, Челябинск, Ярославль и др.), более 100 статьей в журналах различного уровня, в том числе в журнале «Учитель Кузбасса» - 23 статьи.

По итогам работы инновационных площадок в регионе издано 8 учебных пособий, 3 учебно-методических комплекса и 312 методических разработок, 5 электронных образовательных ресурсов; рекомендовано к печати 6 научно-методических рекомендаций.

Трансляция инновационных педагогических практик осуществляется в формате Кузбасского образовательного форума и «Недели науки».

 

3.2 Научно-методическое сопровождение деятельности федеральных экспериментальных площадок

На базе Института открыты 2 федеральные экспериментальные площадки (ФЭП) под руководством ФГБНУ «ИСРО РАО» по темам: «Интеграции содержания учебных предметов «Математика» и «Информатика» в исследовательской и проектной деятельности учащихся основного общего образования», «Цели и содержание внеурочной деятельности в рамках предметной области «Математика и информатика» на уровне основного общего образования с учетом требований ФГОС». Координирует деятельность ФЭП кафедра естественнонаучных и математических дисциплин. В процессе экспериментальной деятельности 16 общеобразовательных организаций Кемеровской области отрабатывают тематические образовательные программы, направленные на получение результатов в области математики, информатики, или интеграции данных областей, разрабатывают образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (программы кружков, творческих объединений учащихся).

Положительный опыт реализации экспериментальных программ внеурочной деятельности представлялся на августовских мероприятиях «Организационно-методические условия достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения», V Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления», региональных семинарах «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеурочных занятиях по математике, информатике, физике», «Реализация деятельностного подхода в физико-математическом образовании как средство достижения результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО», а также в публикациях педагогов в журнале «Учитель Кузбасса» № 3 (38) 2016.

 

3.3 Научно-методическая деятельность по приоритетным направлениям развития образования на основе реализации проектов

Кафедрами, центрами и лабораториями Института в 2016/17 учебном году реализовывались 11 проектов.

В 2016/17 учебном году сотрудниками Института организовано и проведено 18 научно-практических конференций различного уровня (6 – всероссийских, 4 - межрегиональных, 6 – региональных), участие в которых приняло около 15 тысяч работников системы образования.

На базе КРИПКиПРО организованы и проведены 10 научных семинаров, в которых приняли участие более 5000 педагогических работников области. Для проведения семинаров приглашались ведущие ученые вузов России Пичугин С. С. (Республика Башкортостан, г. Уфа), Чистякова С. Н., Сергеев И. С., Трубина И. И. (г. Москва), Пустовалова В. В. (г. Томск) и др.), авторы учебников, учебных пособий, вошедших в Федеральный перечень.

 

3.4 Научно-исследовательская деятельность

Лабораторией научно-методического сопровождения инновационной и экспериментальной деятельности в образовании с 2010 года проводится исследование «Социальный престиж профессии педагога». В исследовании ежегодно принимают участие более 2 000 педагогических работников и более 2000 представителей общественности. Результаты исследования позволяют разрабатывать стратегию развития системы регионального образования.

Исследованию сформированности здоровьесберегающей компетентности педагогов школ и детских садов, реализующих ФГОС, посвящена деятельность кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий.

Кафедрой начального общего образования изучается уровень сформированности УУД школьников как результат введения ФГОС НОО.

Кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, второй год проводится социологическое исследование «Образ России в представлениях современной молодежи». Исследованием охвачено более 2500 учащихся 9-11 классов. Необходимо отметить, что большинством респондентов «образ современной России» оценивается как позитивный, несмотря на изменчивость оценок и нестабильность ценностных предпочтений респондентов, идентифицирующих себя как «россиян», «кузбассовцев» и «истинных патриотов».

Публикационная активность

Составляющими оценки эффективности деятельности Института являются показатели публикационной активности.

В 2016-17 учебном году изданы 3 номера научно-методического журнала «Учитель Кузбасса», формируется 4-ый. В журнале представлены 104 статьи и 10 методических материалов педагогических и руководящих работников Кемеровской области. Также 260 методических материалов размещены педагогами области на официальном сайте КРИПКиПРО, зарегистрированном в Роскомнадзоре в качестве средства массовой информации (регистрационный номер ЭЛ № ФС77-53490 от 04.04.2013).

Основные итоги работы преподавателей и методистов кафедр находят отражение в различных публикациях. Обобщенные данные представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Сведения о количестве публикаций научно-педагогических работников КРИПКиПРО

Вид издания

2014/15

уч. год

2015/16 уч. год

2016/17

уч. год

Монография 4 3 7
Методические, учебно-методические пособия 26 26 37
Методические рекомендации 23 23 19
Статьи:      
– в журналах ВАК 13 16 28
– в сборниках международных конференций 21 21 14
– в сборниках Всероссийских конференций 84 136 93
– в сборниках региональных конференций 3 13 38
– в журналах области 18 18 35
–в электронных журналах 1 1 1
Тезисы 3 8 -
Количество публикаций за год 195 264 272

Как видно из таблицы, в 2016/17 учебном году увеличилось количество публикаций научно-педагогических работников института до 272 единиц, что соответствует аккредитационным показателям (показатель 5,56).

Наличие публикаций научно-педагогических работников напрямую отражает группа показателей эффективности деятельности института, касающаяся индекса цитирования. Например, на сегодня Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru – 7, по публикациям в РИНЦ – 6, по ядру РИНЦ – 1, g-индекс – 9, i-индекс – 4.

4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРИПКиПРО

В КРИПКиПРО отработана и хорошо зарекомендовала себя система организационного и информационно-методического сопровождения процедур, способствующих формированию позитивного имиджа региональной системы образования. Деятельность структурных подразделений Института в рамках данной системы осуществляется по 5-ти направлениям.

 

4.1 «Создание условий для самореализации и самоутверждения педагогов в профессиональном сообществе через совершенствование форм аттестации и сертификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций Кемеровской области»

В рамках направления в 2016/17 учебном году проведена работа по оптимизации процедуры аттестации педагогических работников организаций, оказывающих образовательные услуги.

В результате проведенных мероприятий:

  • сокращены сроки рассмотрения заявлений о включении в состав аттестуемых с 20 до 3-5 рабочих дней;
  • минимизированы риски по предоставлению права на аттестацию работникам образования, не имеющим педагогической нагрузки; не исполняющим трудовых функций по должностям, указанным в заявлениях на аттестацию; гражданам, не являющимся педагогическими работниками;
  • проведено 28 различных учебно-методических мероприятий с общим охватом более 800 человек;
  • доля самостоятельных отказов педагогических работников от процедуры аттестации сократилась с 11,2% в 2015-2016 уч. году до 4,8% в 2016/17 уч. году.

Актуальность процедуры сертификации среди педагогических работников подтверждается положительной динамикой количества заявивших об участии (1603 человека в 2016/17 уч. году). Сегодня расширение возможностей доступа к процедуре сертификации обеспечивают:

  • электронная регистрация на сертификацию:

- 95 % заявок на сертификацию оформляется через электронную регистрацию;

- оптимизирована процедура подачи заявок на сертификацию;

  • выездная сертификация;
  • демонстрационные версии тестовых заданий;
  • обновленная и дополненная электронная база тестовых заданий:

- база тестовых заданий увеличена в 1,3 раза;

- обновлено 25 % тестовых заданий.

В рамках реализации проекта «Совершенствование экспертной деятельности в региональной системе образования» была реализована ДПП ПК «Формирование и развитие экспертной компетенции работников системы образования в условиях модернизации», по окончании которой 62 работника образования прошли процедуру сертификации и получили сертификат эксперта.

 

4.2 «Информационное сопровождение процессов развития в сфере образования»

Деятельность Института по направлению осуществляется на основе комплексного мониторинга, включающего в себя оценку состояния системы образования по 11 направлениям ее функционирования с использованием формализованных показателей, а также мнений и суждений потребителей.

В 2016/17 уч. году в мониторинговых исследованиях «Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования», «Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования», «Удовлетворенность населения качеством общего образования», «Сформированность социального опыта дошкольников, обучающихся 1, 4, 9, 11-х классов» приняли участие 125177 детей и их родителей. Результаты комплексного мониторинга оформлены в 7 аналитических сборниках.

На основе данных АИС, а также электронного опроса потребителей образовательных услуг «Удовлетворенность качеством образования» в четвертый раз сформирован кластированный рейтинг образовательных организаций Кемеровской области.

В целях повышения качества работы со статистическими материалами и их использования при принятии управленческих решений, организовано повышение квалификации как специалистов в области оценки качества образования, так и муниципальных команд (всего обучено 189 человек). Кроме этого, издано 5 сборников методических рекомендаций для специалистов и экспертов в области оценки качества образования по использованию имеющегося регионального инструментария и информации, полученной в результате комплексного мониторинга.

 

4.3 «Удовлетворение информационных потребностей педагогического сообщества и общественности посредством создания и сопровождения интернет-ресурсов»

Деятельность по данному направлению осуществляется посредством модернизации, оптимизации и продвижения электронных ресурсов.

Из существующих электронных систем и баз активно функционируют и регулярно обновляются АИС «Образование в Кемеровской области», система регистрации на конференции, система регистрации на конкурсы. В отчетном году была продолжена работа по решению задачи информационной открытости конкурсных процедур, для всех конкурсов разработаны интернет страницы.

Кроме этого ведется систематическая работа по освещению деятельности Института в интернет-пространстве: опубликовано 760 новостей в социальных сетях, 100 роликов на сервисе YouTube, выросло число подписчиков - 1403.

Таблица 5

Динамика количества посетителей, зарегистрированных пользователей, просмотров на сайте КРИПКиПРО

Учебный год Посетители Зарегистрированные пользователи Просмотры Новые материалы
2014/15 256476 4220 1142979 1340
2015/16 239179 4942 1172090 881
2016/17 242011 4954 1190733 1073

За прошедший учебный год осуществлено методическое и техническое сопровождение 1072 мероприятий, проводимых с использованием оборудования ВКС.

Продолжается работа по формированию регионального депозитария ЭОР. Размещенный на странице единого образовательного портала Депозитарий электронных образовательных ресурсов на сегодняшний день содержит 410 материалов – ЭОР, 396 из которых (94%) прошли комплексную экспертизу, в том числе 55 видеоуроков.

Высокими являются и показатели Единого информационного портала Кузбасса. Создание новостных блоков по уровням образования позволило опубликовать более 3000 материалов, освещающих события, происходящие в дошкольном, общем, среднем профессиональном и высшем образовании.

Второй год образовательные организации Кемеровской области имеют возможность размещения персональной интернет страницы с предусмотренным шаблоном, а также пользоваться услугами хостинга, аутсорсинга и первоначального наполнения. По состоянию на 1 июня 2017 г. 33 образовательные организации и 2 педагога активно используют площадку КРИПКиПРО для размещения сайтов.

4.4 «Формирование позитивного имиджа КРИПКиПРО через публикацию материалов в средствах массовой информации, издание научной, учебно-методической литературы, периодических изданий по проблемам развития образования»

 

Основными результатами работы по направлению являются стабильно высокие результаты количества наименований издаваемой продукции, общего объема изданий, а также увеличение доли изданий высокой сложности.

Ежегодно, 70 % выпущенных научных и учебных изданий получают номер ISBN, что соответствует показателю государственного задания. Ведется работа по увеличению показателя «количество изданий в реестре сериальных и периодических изданий Международного центра ISSN», где зарегистрировано 2 издания КРИПКиПРО: газета «Педагогический поиск» и журнал «Учитель Кузбасса». Заявка на получение институтом номеров ISSN на серии «Конкурсное движение» и «Качество образования» одобрена.

Издания, выпускаемые в институте, получают высокую внешнюю оценку на общероссийских и международных конкурсах и выставках, в том числе благодаря серьезной редакторской работе.

 

4.5 «Развитие конкурсного и выставочного движения образовательных организаций и педагогических работников области, выявление и распространение лучших образцов педагогического опыта, в том числе КРИПКиПРО»

Значимым показателем по направлению является положительная динамика количества участников и качество участия в конкурсах различных уровней.

В 2016/17 уч. году Институтом организовано и проведено 15 конкурсов для педагогов и 2 конкурса для талантливой молодежи, в которых приняли участие соответственно 1218 и 3074 человека.

В октябре 2016 года в г. Сочи проходил Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в рамках X Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие – 2016». Кемеровскую область на конкурсе представляла Бобрикова Лидия Геннадьевна, педагог-психолог МАОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа №1, Тисульский МР. Лидия Геннадьевна представила программу «Оптимизация тревожности у младших подростков» в номинации «Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы», которой по результатам конкурса присвоен гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России для использования в образовательных организациях», сама участница признана лауреатом конкурса.

Таблица 6

Результаты участия представителей педагогической общественности Кемеровской области в конкурсах на федеральном уровне

Конкурсы 2014/15 2015/16 2016/17
Участники / Лауреаты, чел.
Учитель года России 1 / - 1 / - 1 / -
Воспитатель года России 1 / 1 1 / - 1 / -
Педагог-психолог России 1 / - 1 / 1 1 / 1
Сердце отдаю детям - 3 / 1 1 / -
За нравственный подвиг учителя   34/1 6/ итоги не подведены

Высокими являются результаты участия Института в выставочных мероприятиях различного уровня. Так, по итогам работы Интернет-выставки образовательных организаций «Российское образование: лучшие практики и инициативы» КРИПКиПРО признан победителем в 2-х номинациях: «Качество образования» и «Информатизация образования».

Таблица 7

Результаты участия КРИПКиПРО в выставочных мероприятиях

Учебный год Выставочные мероприятия, кол-во Медали, кол-во Дипломы, кол-во
2014/15 уч. г. 2 10 (в т.ч. 2 Гран-При) 12
2015/16 уч. г. 3 13 (в т.ч. 1 Гран-При) 28
2016/17 уч. г. 3 11 (в т.ч. 1 Гран-При) 18

На Кузбасском образовательном форуме - 2017 институт получил 9 Золотых медалей и Гран-При. По итогам конкурса «Лучшая образовательная организация», целью которого является выявление и распространение эффективных практик управления образовательными организациями, направленных на достижение социально-значимых результатов и эффектов образования, КРИПКиПРО удостоен золотой медали.

За организацию и проведение научно-деловой программы КРИПКиПРО был также отмечен золотой медалью Форума.

 

5. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ КРИПКиПРО

 Специфические особенности профессиональной деятельности педагогов - повышенная нервная напряженность в процессе работы с детьми, родителями и общественностью, необходимость мобилизации всех духовных сил, значительное превышение нормы рабочего времени, низкий уровень стрессоустойчивости – являются значительным негативным стрессообразующими факторами, которые, в совокупности с социально-экономическими и экологическими проблемами, приводят почти к 100% заболеваемости педагогов.

Включенность лечебно-профилактической деятельности санатория-профилактория КРИПиПРО в учебную деятельность Института позволяет успешно сочетать обучение педагогов с лечебно-профилактическими мероприятиями (https://www.youtube.com/watch?v=fbkC0NGkwt4).

За период с сентября 2016 года по июнь 2017 года согласно государственному заданию было организовано 13 заездов по 75 педагогов в каждом, т. е. всего на базе санатория-профилактория за данный период оздоровлено 975 педагогов Кузбасса.

Обследование показало, что КАЖДЫЙ педагог имеет в среднем 4-5 заболеваний, причем, практически каждый болеет 2-3 видами нервных заболеваний (наиболее распространенные - хондрозы, невротические расстройства, нейро-циркуляторная дистония, ишемическая болезнь мозга), практически у каждого педагога сердечно-сосудистые проблемы.

Проведено 10296 консультативных приемов – в среднем по 10-11 консультаций наших специалистов во время заезда получил каждый педагог. Отпущено 62863 процедуры – в среднем 64-65 оздоровительных процедур каждому педагогу.

Общая результативность лечения:

  • Прошли дообследование в ЛПУ – 297 педагога.
  • Вновь выявлено заболеваний – 448 у 311педагогов.
  • Скорректировано лечение – 314 человек.
  • Уточнены диагнозы – 142 человек.
  • Назначено лечение впервые – 228 человек.
  • Срочно госпитализированы во время заезда – 7 человек.
  • Даны направления на плановое оперативное лечение– 58 человек.
  • Даны рекомендации по диспансерному наблюдению по месту жительства (прикрепления полиса ОМС) – 544 человек.

Наряду с лечением осуществляется широкий спектр профилактических оздоравливающих процедур, поддерживающих иммунитет и нервную систему (ванны - селеновые, скипидарные, йодо-бромные, морские, бишофитные, антицеллюлитные, углекислые и др.; нафталан, сульфидно-иловая грязь, бишофит для лечения суставов, фиточай и кислородный коктейль и пр.).

С целью обеспечения качества и безопасности лечебно-профилактической деятельности проведено около 2 тысяч лабораторных исследований и измерений, поверка весов и средств измерений, медосмотр, гигиеническое обучение и сантехминимум работников санатория, аттестация медицинских работников; повышение квалификации с подтверждением категории.

Для повышения качества питания в условиях уменьшения среднесуточной нормы расходования бюджетных средств (среднесуточная норма на 1 человека составляет 225 рублей) разработаны сезонные 3-х недельные меню с соблюдением требований Роспотребнадзора и объемом бюджетных ассигнований; введено порядка 40 новых блюд; разработаны и ведены новые формы подачи блюд (салаты – бары, салаты-торты, овощные нарезки, ассорти с ароматными соусами, зеленые витаминные нарезки, пряные кириешки и т.д.). В результате ни одно блюдо не повторяется дважды за заезд, расширен ассортимент блюд, более эстетичная и современная подача, что отмечается в благодарностях отдыхающих.

При устном опросе большинство педагогов, повторно приехавших на обучение по программам повышения квалификации с оздоровлением в санатории, отметили улучшение своего самочувствия после лечения в санатории-профилактории, например, отсутствие обострений хронических заболеваний в течение полутора-двух лет!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В 2016/17 уч. году институт обеспечил адресное повышение квалификации и переподготовку педагогических и руководящих работников, научно-методическое сопровождение реализации ФГОС на всех уровнях общего образования, провел мониторинговые исследования внедрения и реализации ФГОС, анализ нормативно-правовых документов, организовал апробацию новых методов и инновационных педагогических технологий, экспертизу и методическое сопровождение региональных инновационных площадок, обеспечил постоянную консультационную поддержку руководящих и педагогических работников образовательных организаций, организовал участие педагогов в российских конкурсах, реализовал проекты, направленные на развитие системы образования Кемеровской области.

Основными задачами института на 2017/18 учебный год определены в рамках учебной и учебно-методической деятельности:

с целью повышения качества профессиональной переподготовки:

  • – продолжить корректировку содержания образовательных программ профессиональной переподготовки в соответствии с запросами работодателей;
  • – повысить эффективность использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • – организовать экспертизу учебно-методических материалов, предоставляемых преподавателями, с участием работодателей;

с целью повышения качества обучения слушателей по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации:

  • – продолжить работу по выявлению профессиональных дефицитов (затруднений) педагогов;
  • – скорректировать содержание реализуемых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и разработать новые;
  • – совершенствовать систему обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • – расширить возможность использования обучения слушателей в форме стажировки;
  • – продолжить работу по отработке механизма освоения ДПП ПК с использованием кредитно-модульного подхода;

в рамках научно-методической и научно-исследовательской деятельности:

  • – провести работу по привлечению членов РПМО, ассоциаций к участию в общественно-профессиональной экспертизе образовательных продуктов педагогических и руководящих работников Кемеровской области;
  • – продолжить практику диссеминации инновационного педагогического опыта через участие педагогических и руководящих работников в научно-практических конференциях, публикации научных и методических изданий и др.;
  • – создать электронный журнал для распространения педагогического опыта на сайте КРИПКиПРО.
  • – продолжить реализацию проектов по приоритетным направлениям развития образования региона;

в рамках организационной и информационно-методической работы:

  • – расширить возможности использования информации различными категориями потребителей, полученной по результатам мониторинга, привлечь дополнительные каналы распространения информации;
  • – продолжить работу по формированию депозитария ЭОР (видеоуроков, видеолекций) в формате доведения до сведения педагогов своей образовательной области информации о возможности предоставления своего опыта;
  • – продолжить работу по актуализации тестов по сертификации, показателей комплексного мониторинга, в том числе инструментария социологических исследований с учетом новых нормативных документов;
  • – расширить деятельность по формированию экспертного сообщества, привлекаемого к экспертной деятельности по ряду направлений (аттестация, сертификация, конкурсы, экспертиза инструментария мониторинга и мониторинговых исследований, ЭОР, и др.), организовать обучение экспертов и последующую их сертификацию;
  • – активизировать работу по формированию позитивного имиджа института через издание качественной печатной продукции, средств масс-медиа.

 

Уважаемые читатели!

В предложенном вашему вниманию докладе содержится аналитическая информация о деятельности института в 2016/17 учебном году. Для сотрудников нашего института очень важно ваше мнение о его деятельности. Предлагаем вам высказать свое мнение относительно реализации основных направлений деятельности института, представленных в публичном докладе, обсудить перспективы сотрудничества с нашим институтом по вопросам развития профессионализма педагогических и руководящих работников.

Ваши идеи просим направлять по электронному адресу ipk@kuz-edu.ru с пометкой «Обсуждение публичного доклада» либо высказать пожелания и задать вопросы в рубрике «Вопрос ректору».

 

Официальные партнеры

Важные ссылки