ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ
Кузбасского регионального ИПКиПРО
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 71741
18+

Проект «Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по реализации задач воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

Актуальность проекта

В настоящее время стратегические задачи воспитания и социализации обучающихся решаются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ (п. 7. ст. 12. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). В связи с этим происходит обновление содержания воспитания и социализации, видов деятельности и форм занятий, позволяющие вовлекать обучающихся в те или иные формы работы образовательных организаций и приобретать социальный опыт. Значительную роль в социализации и воспитании обучающихся играют учителя, педагоги и организованные ими разнообразные формы урочной, внеурочной и социально значимой деятельности детей. Также, происходит обновление и их деятельности. Поэтому, предлагаемый проект направлен на развитие профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров и решение проблем в области воспитания и социализации обучающихся, которые были выявлены в ходе исследования, результаты которого представлены далее.

Анализ результатов исследования «Сформированность социального опыта выпускников начальной школы», проведенного в 2015 г. ДОиН КО и КРИПКиПРО, позволил выявить проблемы достижения воспитательных результатов, то есть тех духовно­нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие его участия в той или иной деятельности. Так, наряду со значительным расширением опыта социальной деятельности обучающихся на этапе завершения обучения в начальной школе, 18 % родителей и 13 % учителей указали на недостаточность сформированности у детей представлений о важности деятельности на пользу обществу, несформированность умений выполнять общественные поручений, отсутствие инициативы и самостоятельности в осуществлении общественно полезной деятельности. У четвероклассников сохраняется проблема несформиованности умений разрешать конфликты, находить выходы из спорных ситуаций.

Согласно исследованию «Сформированность социального опыта обучающихся 6-х и 9-х классов общеобразовательных организаций» выявлено, что наиболее низкие оценки получены при характеристике обучающимися и родителями опыта социальной деятельности, включающего освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участии в школьном самоуправлении и общественной жизни, стремлении приносить пользу обществу. Так, половина девятиклассников и около 40% родителей отметили, что обучающиеся не имеют опыта в области организации школьных мероприятий, участия в общественных объединениях детей и молодежи. Отмечено недостаточное умение школьников планировать свою деятельность, отсутствие стремления к саморазвитию и самообразованию, социальной активности. Также, школьники сталкиваются с трудностями в применении имеющихся знаний, умений, навыков, способов деятельности на практике, а также в новых, нестандартных ситуациях.

Это требует от педагогов следующих развитых компетенций:

  • владения современными, в том числе интерактивными, формами и методами воспитательной работы, использовании их как на занятии, так и во внеурочной  деятельности;
  • развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • создания в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастных детско-взрослых общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

В процессе реализации проекта совершенствование данных компетенций будет происходить в процессе освоения содержания мероприятий, запланированных в данном проекте. При подготовке проекта нами учитывалось то, что особенность профессионально-педагогической компетентности как готовности учителя к педагогической деятельности заключается в том, что она приобретается и проявляется в ситуациях реального решения задач, постоянно возникающих в образовательной деятельности организаций дошкольного общего и дополнительного образования детей.

Одной из важных задач в аспекте реализации ФГОС ОО является развитие воспитательного потенциала содержания рабочих программ воспитателя, программ учебных предметов, общеобразовательных программ дополнительного образования которая достигается при условии:

  • решения воспитательных задач в ходе каждого занятия, урока в единстве с задачами обучения и развития обучающегося;
  • целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего обучающимся образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма;
  • использование дидактических технологий, обеспечивающих проявление обучающимся собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения;
  • организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности обучающихся на занятии, уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время.

Однако, возникает необходимость в научно-методическом сопровождении деятельности педагогов по реализации задач воспитания обучающихся в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ОО в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Данные стандарты предъявляют требования достижения задач воспитания и социализации обучающихся при реализации деятельностного подхода. Реализация этих требований возможна при условии совершенствования профессиональной компетентности руководителей и педагогов образовательных организаций.

Цель проекта: развитие профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников по реализации задач воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в условиях интеграции общего и дополнительного образования.

Задачи проекта:

  1. Разработать и апробировать инструментарий, выявить уровень готовности руководящих и педагогических работников к реализации задач воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС ОО), определить их основные профессиональные затруднения.
  2. Разработать и реализовать программы стажировок, модулей, ДПППК, направленные на развитие профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников, осуществляющих воспитание и социализацию обучающихся.
  3. Разработать модели воспитательной деятельности образовательных организаций на основе результатов исследований «Образ России в представлениях современной молодежи (выпускников общеобразовательных учреждений Кемеровской области)» и «Сформированность социального опыта выпускников начальной школы и 6-х и 9-х классов общеобразовательных организаций».
  4. Разработать программу мониторинга и внедрить методики анализа результатов воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования детей (внеурочная деятельность).
  5. Оказывать поддержку инновационным процессам, выявлять и изучать новые направления воспитательной деятельности образовательных учреждений в ходе конкурсов профессионального мастерства - «Самый классный классный», «Сердце отдаю детям», «Педагогические таланты Кузбасса» и т.д.

Ожидаемые результаты реализации проекта:
Разработаны и реализованы в ходе проекта:

  • критерии, показатели и измерители уровня готовности руководящих и педагогических работников к реализации задач воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
  • опросники для определения основных профессиональных затруднений руководящих и педагогических работников, возникающих при реализации задач воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
  • программы стажировок, модулей, ДПППК, направленных на развитие профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников по организации воспитания и социализации обучающихся;
  • пакет диагностических методик по оценке результатов реализации педагогическими работниками задач воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
  • программа мониторинга результатов воспитания.

Разработаны и изданы для руководящих и педагогических работников:
- методические рекомендации по направлениям:

  • реализация задач воспитания обучающихся в дошкольных образовательных организациях;
  • разработка программы воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательных организациях;

- методические пособия:

  • «Мониторинг и оценка качества воспитания в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования»;
  • «Участие в детско-юношеском общественном движении как форма освоения обучающимися социального опыта»;
  • сборник дополнительных общеразвивающих программ по нравственному воспитанию дошкольников для реализации в дошкольных образовательных организациях.

Повысится уровень профессиональной компетентности и готовности руководящих и педагогических работников к реализации задач воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 г.- июнь 2020 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационный (сентябрь – декабрь 2016 г.)
Создание рабочей группы и ВТК по реализации проекта
Организация взаимодействия участников проекта и координация на основе календарного плана реализации проекта

2 этап. Основной (январь 2017 г.- 2020 г.)
Разработка, организация, и внедрение научно-методического сопровождения реализации задач воспитания обучающихся в образовательных организациях Кемеровской области в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

3 этап. Обобщающий (январь – июнь 2020 г.)
Публикация изданий по научно-методическому сопровождению реализации задач воспитания обучающихся в образовательных организациях Кемеровской области в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Диссеминация опыта работы опорных площадок. Определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Название Файл
«Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по реализации задач воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (сентябрь 2016/ июнь 2020 гг.) pdf

Официальные партнеры

Важные ссылки