Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

6 марта 2024 года отделом дополнительного образования проведен семинар «Раскрытие талантов и способностей детей с особыми потребностями посредством дополнительного образования».

Открыла семинар методист отдела дополнительного образования Екатерина Викторовна Протасова. В своем выступлении она дала определение понятию «дети с особыми образовательными потребностями». Этот термин делает акцент на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, имеющих определенные особенности. Также были перечислены категории детей с особыми образовательными потребностями (ООП).

В первом треке семинара речь шла о школьниках из сельских территорий. Педагоги-практики знают, что к таким детям нужен особый подход, отличный от работы с городскими детьми. Свою программу и специфику деятельности по агрообразованию представила Ольга Александровна Шульгина, зав. агротехнологическим отделом, педагог дополнительного образования ГУДО «Центр «Юннат», кандидат сельскохозяйственных наук. Кроме того, она поделилась научным лайфхаком, как рассчитать потребность в рассаде (например, томатов) на определенной площади.

Второй трек был посвещен работе с детьми семей мигрантов. Такой опыт есть у педагогов МБОУДО «Кедровский ЦРТДЮ» города Кемерово. Оксана Михайловна Гагарина, методист и педагог дополнительного образования этого учреждения, показала приемы, которые она использовала для объединения в коллектив детей разных национальностей, даже не говорящих на русском языке.

Следующий трек оказался самым большим. Посвещен он был детям с ОВЗ и инвалидам. Педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ Рудничного района г. Кемерово» Ольга Николаевна Плаксина представила формы и методы работы с детьми с ОВЗ в объединении «Оранжевое солнце», которым она руководит. Большую помощь в работе с детьми оказывают их родители. Ольга Николаевна показала приобретенные столы для рисования песком и отметила важность тактильных приемов для развития детей. Участники семинара могли сами продемонстрировать свои «песочные творения».

Педагог, учитывая недостаточное развитие познавательной сферы учащихся с задержкой психического развития (ЗПР), должен решать основную задачу – формирование учебных мотивов, которые в свою очередь окажут положительное влияние на формирование познавательной деятельности. Как развить познавательные способности детей с ОВЗ с помощью шахмат и шашек, знает Светлана Васильевна Азарова, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДОД» Мариинского МО. Она раскрыла некоторые свои секреты.

Дети вырастают и становятся взрослыми. Люди с ЗПР, повзрослев, зачастую попадают в психоневрологический интернат (ПНИ). В Кемеровской области таких учреждений более двадцати. Учреждения дополнительного образования могут организовать работу с людьми с ЗПР как в очной, так и заочной форме с использованием дистанционных технологий. Именно так работает педагог дополнительного образования ГУДО «Центр «Юннат» Анастасия Александровна Клюева, которая поделилась с участниками семинара своим опытом. Анастасия Александровна продемонстрировала, как люди из ПНИ взаимодействуют с животными живого уголка на примере использования живого объекта (полоз).

В очередном треке речь шла о работе с одаренными детьми, т. к. такие учащиеся также относятся к группе детей с ООП. Поэзия и проза – вот с чем работает педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ Рудничного района г. Кемерово» Марина Викторовна Цыпкайкина. Но пишет не только она. Учащиеся литературной студии «Рудничок», которой она руководит, создали детское литературно-художественное издание «Литературный сундучок», где публикуют свои стихи, рассказы и сказки. Интересно, что красочные иллюстрации к изданию пишет тоже учащаяся Марины Викторовны. В настоящее время информационно-рекламную поддержку «Литературному сундучку» осуществляет Кемеровское областное отделение Союза писателей России и Государственная научная библиотека Кузбасса имени В. Д. Федорова.

Как работать с «трудными» подростками? Как работать с теми детьми, у которых родители лишены родительских прав или безработные, с детьми с девиантным поведением? Выход есть! Как правило, такие учащиеся физически очень развитые и крепкие. Используя эти качества, педагоги МАУДО ДДТ города Белово привлекают «трудных» подростков к деятельности поискового движения. Учащиеся поискового отряда «Искатели им. И. Логунова» занимаются раскопками на местах боев Великой Отечественной войны в г. Белый Бельского района Тверской области. Не придавая изначально значения теоретическим аспектам своей деятельности (знание истории, работа в архиве), побывав в поисково-полевой экспедиции «Вахта памяти», подростки начинают интересоваться теми или иными событиями ВОВ, «подтягивают» успеваемость в школе и меняют свое поведение. Обо всем этом рассказала в заключительном треке семинара педагог дополнительного образования МАУДО ДДТ города Белово Ирина Сергеевна Долгова, руководитель поискового отряда. Участники семинара посмотрели фильм, снятый в экспедиции, и познакомились с деятельностью поисковиков.

В семинаре приняли участие 23 педагогических работника организаций дополнительного образования, средних и специальных общеобразовательных школ, школ-интернатов. В целом участники мероприятия отметили значимость работы с детьми с ООП, приняли к сведению демонстрируемые методы и приемы работы с такими детьми и высказали пожелание организовывать подобные мероприятия в дальнейшем.

Протасова Е. В., методист

Ссылка на фотографии.


© 2024 ИРОК