Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

7-8 декабря 2023 года состоялась VIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Интеграция содержания естественно-научных дисциплин как путь его обновления» в формате фасеточной сессии. В конференции приняли участие около 500 человек из муниципалитетов Кемеровской области - Кузбасса, а также гг. Москва, Якутск, Южно-Сахалинск, Кострома, Калуга, Казань, Новосибирск, г. Санкт-Петербург, г. Мичуринск Тамбовской области, г. Горловка Донецкой Народной Республики, г. Полоцк Республики Беларусь, г. Душанбе Республики Таджикистан, г. Караганда Республики Казахстан, .

Целью Всероссийской научно-практической конференции являлось определение потенциала естественнонаучной (и математической) конвергенции в свете ключевых положений ФГОС НОО, ООО и СОО, обсуждение путей повышения эффективности при формировании функциональной грамотности участников образовательных отношений, оценка механизмов трансформации научной картины мира с учётом достижений современных наук о природе

В рамках конференции работали 19 дискуссионных площадок в очном и дистанционном форматах, на которых состоялось обсуждение актуальных вопросов интеграции содержания естественно-научных знаний на всех уровнях общего образования.

Фасеточная сессия включала в себя:

Пленарный модуль в виде «Телемоста» и секционную работу по направлениям:

  1. Аспекты интеграции предметов естественнонаучного, математического и технологического циклов в соответствии с ФОП на всех уровнях общего образования.
  2. Формирование научного суверенитета России и импортозамещение как новые задачи естественнонаучного, математического и технологического образования.
  3. Цифровизация как актуальное направление в школьном естественнонаучном образовании.
  4. Инженерное образование, робототехника, приборостроение – ведущие направления в развитии естественнонаучного, математического и технологического образования.
  5. Предметы естественнонаучного, математического и технологического циклов в аспекте профориентации.
  6. Развитие функциональной грамотности личности в школе: от целевых ориентиров – к национальным результатам.
  7. Проектная и исследовательская деятельность в школьном естественнонаучном, математическом и технологическом образовании.
  8. Работа с одарёнными детьми (в т.ч. олимпиадное движение) на занятиях по предметам естественнонаучного, математического и технологического циклов.

Дискуссионные площадки проходили на базе: ИРО Кузбасса; МБОУ «Ягуновская СОШ» Кемеровского МО; ГАПОУ «Кузбасский педагогический колледж» г. Кемерово; ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова» г. Кемерово; МБОУ «Новониколаевская ООШ» Яйского МО; МБОУ «Гимназия № 6 им. С. Ф. Вензелева» г. Междуреченска; МБОУ «Школа № 14» г. Прокопьевска; МАОУ «Лицей № 2» г. Южно-Сахалинска; АОУ ДПО РС (Я) «ИРОиПК имени С. Н. Донского-II» г. Якутска Республики Саха (Якутия); КГУ «ОШ № 25» г. Караганды Республики Казахстан; ГБОУ «Школа № 1517» г. Москвы; ГБОУ «СОШ № 141» г. Санкт-Петербурга; ОГБОУ ДПО «КОИРО» г. Костромы, МАОУ «Лицей № 12» г. Новосибирска; МБОУ «СОШ № 15» г. Калуги

В этом году впервые в работу площадок активно включились педагоги-преподаватели системы СПО. Таким образом, преемственность школа-колледж-вуз по теме конференции «Интеграция содержания естественнонаучного образования как путь его обновления» можно было проследить особенно отчетливо.

По итогам проведения конференции была утверждена резолюция:

  • совершенствовать научно-методическое сопровождение педагогов и управленческих кадров региона в направлении формирования функциональной грамотности посредством решения ситуационных, контекстных и компетентностных задач в урочной, внеурочной и внеучебной деятельности путем организации серии семинаров и вебинаров и интенсивов в муниципалитетах и ИРО Кузбасса;
  • включать модули по формированию естественнонаучной грамотности и интеграции содержания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в программу повышения квалификации ИРО Кузбасса для формирования научного мировоззрения обучающихся и единой научной картины мира
  • продолжить практику расширения географии и тематики конференций, активнее вовлекая в их работу не только педагогов естественно-научного цикла и гуманитарнно- социальных дисциплин, но и воспитателей ДОУ, преподавателей дополнительного образования учителей, преподавателей колледжей, техникумов и вузов;
  • выявлять и диссеминировать региональный и межрегиональный опыт педагогических работников по конвергенции содержания общего образования и педагогических технологий как важного способа интеграции естественнонаучных знаний в форме выступлений педагогов, статей, сборников задач;
  • уделять больше внимания научно-методическому обеспечению преемственности целей, содержания, форм, технологий, методов и приемов, контрольно-оценочных процедур в продуктивном осуществлении интеграции содержания естественно-научного образования между различными уровнями общего образования: дошкольным, начальным, основным и средним ОО;
  • продолжить обобщение опыта педагогов Кузбасса по разработке и реализации программ внеурочной деятельности, элективных курсов для старшеклассников и создание цифрового банка лучших программ интегрированного характера;
  • продолжить на основе объединения усилий РМА, творческих команд, экспертных групп обобщение результатов работы по созданию образовательных продуктов (методических пособий, рекомендаций и др.), отражающих успешный опыт педагогов Кузбасса по реализации различных подходов и способов интеграции содержания естественно-научных дисциплин. Опубликовать данные продукты на протяжении 2024-2025 учебного года.

С материалами конференции можно ознакомиться по ссылкам видеотрансляций, представленных в Программе. Материалы представлены ниже:

Пленарный модуль в формате «Телемост»

Дискуссионная площадка на базе ИРО Кузбасса. Ярмарка педагогических идей «Развитие функциональной грамотности личности в школе: от целевых ориентиров – к национальным результатам»

Дискуссионная площадка на базе ИРО Кузбасса. Ярмарка педагогических идей «Аспекты интеграции предметов естественно-научного, математического и технологического циклов в соответствии с ФОП на всех уровнях общего образования»

Дискуссионная площадка на базе ИРО Кузбасса. Ярмарка педагогических идей «Инженерное образование, робототехника, приборостроение – ведущие направления в развитии естественно-научного, математического и технологического образования»

Дискуссионная площадка на базе ГБОУ «СОШ № 141» Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Творческая лаборатория «Интеграция содержания образования как способ формирования естественно-научной грамотности школьников»

Дискуссионная площадка на базе КГУ «ОШ № 25» г. Караганды, Республика Казахстан. Методический мост «Интеграция содержания образования как способ формирования естественно-научной грамотности школьников»

Дискуссионная площадка на базе АОУ ДПО РС (Я) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С. Н. Донского-II». Педагогический калейдоскоп «Интеграция содержания естественно-научного и экологического образования при формировании функциональной грамотности школьников»

Дискуссионная площадка на базе ГБОУ «Школа № 1517» г. Москвы. Педагогический фестиваль «Организация предпрофильного образования в медицинских классах»

Дискуссионная площадка на базе ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования». Методический диалог «Ключевые аспекты формирования естественно-научной грамотности обучающихся»


© 2024 ИРОК