ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ
Кузбасского регионального ИПКиПРО
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 71741
18+

Областной конкурс программ внеучебной (внеурочной) деятельности для основной школы

В целях выявления и распространения передового педагогического опыта по организации внеучебной (внеурочной) деятельности в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и в соответствии с планом действий по модернизации общего образования в Кемеровской области проводился областной конкурс программ внеучебной (внеурочной) деятельности для основной школы.

Конкурс проводил Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (КРИПКиПРО) при поддержке департамента образования и науки Кемеровской области.

Конкурс проводился с целью:

• выявления и распространения передового педагогического опыта по организации внеучебной (внеурочной) деятельности в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
• повышения профессионального мастерства педагогов, работающих в условиях перехода на ФГОС ООО;
• совершенствования научно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса;
• внедрения и распространения современных инновационных образовательных технологий в практику учебно-воспитательного процесса;
• поддержки творчески работающих педагогов и повышения престижа учительской профессии.

На областной этап конкурса было представлено 235 программ внеурочной деятельности для обучающихся основной школы, в том числе по направлениям:

1. спортивно-оздоровительное - 30 программ;
2. духовно-нравственное - 38 программы;
3. социальное - 35 программы;
4. общеинтеллектуальное - 68 программ;
5. общекультурное - 64программы.

В конкурсе участвовали представители всех муниципалитетов Кемеровской области, а также участник из Новосибирской области (посёлок Каргат).

Анализ содержания и структуры конкурсных работ показал, что программы внеурочной деятельности (ВУД), с одной стороны, отличаются инновационным подходом авторов-составителей к отбору форм организации образовательного процесса, отвечающих интересам и возрастным особенностям обучающихся и ориентированных на достижение новые образовательных результатов развития личности обучающихся через формирование универсальных учебных действий УУД).

С другой стороны, практически все работы не в полной мере отвечают требованиям конкурса. Представленные ниже замечания экспертной комиссии относятся, в той или степени и к программам победителей, и к программам лауреатов.

Победителями (47 программ) и лауреатами (49 программ) стали конкурсные работы, набравшие наибольшее количество баллов (см. ниже). Однако, программы и победителей, и лауреатов не являются абсолютными эталонами и имеют определенные недочеты. По результатам экспертизы представленных на конкурс программ внеурочной деятельности можно отметить наиболее распространенные недостатки:

• в оформлении и структурировании программ: отсутствие учебного или учебно-тематических планов, их неправильное оформление; отсутствие в учебно-тематическом плане описания видов учебной деятельности обучающихся в соответствии с изучаемой темой;
• оформление списка литературы не в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 2003.
• отсутствие в оформлении пояснительной записки ссылок на программно-методическую основу программы (авторские программы, учебники, методические пособия);
• не раскрыты механизмы реализации программы: учебный план и содержание представлены лаконично, без указания форм организации и видов деятельности обучающихся;
• метапредметные результаты представлены в обобщенном виде, без учета специфики программы, а также недостаточно четко прописаны технологии обучения и механизмы их реализации;
• отсутствует оценочный аппарат достижений обучающихся: описание системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы: личностных, метапредметных, предметных;
• отсутствуют (или не полностью раскрыты) межпредметные связи, которые могли бы обеспечить согласование содержания данных программ с конкретной предметной областью или несколькими предметными областями,
• слабо представлено дидактическое обеспечение программ;
• отсутствует преемственность по ступеням обучения (начального и основного общего образования).

Учитывая вышесказанное, авторам-составителям представленных на конкурс программ для дальнейшей их реализации в педагогической практике стоит обратить внимание на выявленные экспертной группой недостатки и по возможности их устранить.

Вместе с тем анализ представленных на конкурс программ позволяет выявить и положительные стороны содержательного материала программ по всем пяти направлениям внеурочной деятельности.

Так, целью реализации программ спортивно-оздоровительного направления является воспитание у обучающихся ценностного отношения к здоровью и формированию навыков здорового образа жизни. В связи с этим в большинстве программ достижение этой цели планируется посредством физкультурно-спортивной деятельности. В основе таких программ лежат виды спорта либо подвижные игры. Примерно в равном соотношении представлены программы по отдельным видам спорта (флорбол, лапата, волейбол, шахматы, плавание и пр.) и комплексные программы, состоящие из нескольких разделов, в результате освоения которых обучающиеся ближе познакомятся с несколькими видами спорта. Как правило, в пояснительных записках авторами-составителями обоснован тот или иной подход к проектированию программ. Программы связаны с предметом «Физическая культура». Практически во всех программах этого направления итоговыми мероприятиями являются соревнования или спортивные праздники, а предметным результатом – уровень физической и технической подготовленности, а также уровень знаний в определенной области. Личностные и метапредметные результаты, как правило, обозначены в программах, но не мониторируются, что, на наш взгляд, обусловлено отсутствием комплексной системы оценки на уровне образовательных учреждений и не является недостатком конкурсных программ.

В отдельную группу следует выделить программы, в основе которых лежит познавательная деятельность обучающихся, и содержание которых ориентировано на формирование представлений о здоровье и навыков здорового образа жизни. В связи с этим данные программы могут быть представлены как в общекультурном направлении, так в социальном.

Результаты конкурса программ ВУД общеинтеллектуального и общекультурного направлений (реализующих межпредметные связи по истории и обществознанию, русскому языку и литературе, мировой художественной культуре) позволяют выделить интересные авторские находки:

1. В программе «Интеллект. Интерес. Исследование», общеинтеллектуальное направление, для 5 классов. Автор: Левина Оксана Евгеньевна, учитель обществознания МБОУ «Лицей №17»г. Березовский довольно обстоятельно представлены критерии и показатели измерения результатов освоения программы, в т.ч. системно обозначены инструменты (средства) измерения планируемых результатов

2. В программе «Семь чудес Кузбасса» Бобровской Л.В., Лебедевой Л.А., Федорченко С.В., учителей русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.Н. Колокольцова», Калтанский ГО, очень содержательно представлены дополнительные материалы к программе, особый интерес представляют Положение о конкурсе, Контрольно-измерительные материалы и образец Паспорта проекта

3. В программе для обучающихся 5-7 классов Бортниковой Лидии Павловны, учителя истории и обществознания МБОУ «Основная общеобразовательная школа №14» г. Полысаево «Страницы истории моей Родины» весьма интересно описаны межпредметные связи обеспечивающие согласование содержания данной программы с конкретными предметными областями, любопытно описан механизм реализации программы внеурочной деятельности, представлены средства диагностики достижения обучающихся

4. Авторы-составители программы «Занимательная лингвистика» (для 5-7 класса) Железнова М.В. и Шальнова О.Г., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3 с УИОП им. Г. Панфилова» г. Анжеро-Судженска, грамотно выстроили организацию внеурочной деятельности, обеспечивая единство и логическую преемственность на разных ступенях образования в пояснительной записке программы , в учебно-тематическом плане (УТП) и в самом содержании

5. Программа «Ономастика» для обучающихся 5-9 классов (автор-составитель: Буслеева Любовь Ильинична, учитель русского языка и литературы МБОУ «Основная общеобразовательная школа №44» г. Полысаево) направлена на углубленное изучение ономастики, в ней представлены образцы итоговых форм контроля, она способствует осуществлению межпредметных связей (литература , русский язык, география, МХК, история), в ней прослеживается единство и логическая преемственность содержания на разных ступенях образования в пояснительной записке, в УТП, в содержании, даны методические рекомендации по организации занятий по программе, описаны механизм реализации заявленных технологий.

6. Программа «Школа исследователей» для обучающихся 5-9 классов (автор-составитель: Буглеева Виктория Тимофеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия №72» города Прокопьевска) соответствует всем требованиям к предъявляемым к содержанию программ ВУД, в ней прослеживается единство и логическая преемственность содержания на разных ступенях образования в пояснительной записке, в УТП, в содержании программы

7. Программа ВУД деятельности «Пегасик» для обучающихся 8-9 классов (авторы-составители: Форова Светлана Валерьевна, учитель технологии; Шестакова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №52» г. Кемерово) создает условия для духовно-нравственного развития личности ребёнка, позволяет пробудить интерес школьников к поэтическому творчеству. Наибольший интерес представляет в данной программе многообразие форм организации ВУД, обеспечивающих достижение планируемых результатов

8. Анализ программ общеинтеллектуального и общекультурного направлений (реализующих межпредметные связи по информатике и ИКТ) позволяет выделить программу «Увлекательный мир информатики» для обучающихся 5-9 классов (автор-составитель: Виданов Евгений Викторович, учитель информатики и ИКТ МБОУ «Промышленновская СОШ №56»), которая направлена на получение обучающимися новых знаний в области информатики и ИКТ, активизации мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности. Программа имеет выраженную профориентационную направленность. Вместе с тем, автору составителю рекомендовано: скорректировать список литературы и электронных ресурсов в соответствии с требованиями ГОСТИ 7.1 – 2003 и временем выхода изданий; добавить образцы итоговых форм контроля.

Анализ программ по духовно-нравственному направлению в соответствии с критериями оценивания позволил выделить следующие конкурсные работы:

1. Программу внеурочной деятельности «Кузбасские скайперы» для обучающихся 7-9 классов (автор-составитель: Григорьева Галина Дмитриевна, учитель немецкого языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16», г. Осинники). Программа предусматривает процесс общения школьников Кузбасса с детьми страны и направлена на формирование у них способности и готовности участвовать в иноязычном межличностном межкультурном общении с носителями языка. Обсуждаются вопросы любви, взаимоотношений в семье, здорового образа жизни, отношения к учебе, трудолюбия, что соответствует ценностным ориентирам, обозначенным в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

2. Программу внеурочной деятельности «Славянская мифология и культура» для обучающихся 5-7 классов (автор-составитель: Никитина Татьяна Александровна, учитель русского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Белово). В программе сделан акцент на ценности русской культуры, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества. Знакомство с фольклором осуществляется с целью формирования ценностного отношения к матери, материнству, семье, родителям

3. Программу внеурочной деятельности «Мир русского фольклора» для обучающихся 5-9 классов (авторы-составители: Щиголева Ирина Евгеньевна, русского языка и литературы МБОУ «Пермяковская средняя общеобразовательная школа» Беловский район, Устьянцева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Беловский район). Программа направлена на формирование умений и навыков для решения лингвистических и литературных заданий разного уровня сложности. На основе фольклорного наследия изучаются традиции страны и края.

Все работы в основном соответствуют требованиям к структуре и содержанию программ внеурочной деятельности, требованиям ФГОС. Авторами-составителями программ сделана попытка связать содержание программы с близким по содержанию предметными областями (литература, мировая художественная культура, история и др.).

Интересны по своим содержательным и методическим находкам, но требуют корректировки, следующие материалы:

1. Программа внеурочной деятельности «Духовное поле провинции» (для обучающихся 8-9 классов (автор-составитель: Петрова Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» г. Киселевск направлена на углубленное изучение литературы в краеведческом аспекте. Занятия по программе осуществляются в форме литературного краеведческого кружка «Вдохновение»

2. Программа «Человек и его манеры. Уроки нравственности» для обучающихся 5 классов (автор-составитель: Сивкова Людмила Михайловна, учитель английского языка МБОУ «Основная общеобразовательная школа №10», Гурьевский район) направлена на формирование нравственных чувств и этического сознания обучающихся и может быть рекомендована в качестве опорной при составлении рабочих программ по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики» для параллели 5 классов)

3. Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» для обучающихся 5-8 классов (автор-составитель Воробьева Нина Борисовна, учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16», Осинники) нацелена на формирование у школьников гуманного отношения к природе, воспитание ответственного отношения к здоровью, формирование картины мира средствами специально организованной деятельности; содержание предусматривает рассмотрение значимых в экологическом аспекте тем. Программа призвана способствовать воспитанию экологически грамотной личности, способной грамотно взаимодействовать с окружающим миром

4. Программа внеурочной деятельности «Быть Человеком на земле» для обучающихся 5-7 классов (автор-составитель: Пушкарева Галина Петровна, заведующая библиотекой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28», г. Киселевск) рассчитана на три года обучения и разработана с учетом логики преемственности от начальной к основной школе. Программа может быть рассмотрен в качестве продолжения курса ОРКСЭ, изучаемого в 4 классе

5. Программа внеурочной деятельности «Я и мир вокруг» для обучающихся 1-9 классов (авторы-составители: Бардина Ольга Владимировна, учитель начальных классов, Спицина Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», г. Прокопьевск) актуальна тем, что является концентрической и предусматривает преемственность при переходе учащихся из начальной в основную школу. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного воспитания обучающихся в единстве внеурочной и общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других общественных институтов

6. Программа внеурочной деятельности «Русь православная» для обучающихся 5 класса (автор-составитель: Майорова Ирина Николаевна, учитель географии МБНОУ «Лицей №22 города Белово) составлена на основе программ Бородиной А.Я. «История религиозной культуры» и Данилюка А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Опыт реализации авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» подтвердил востребованность данной программы. Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творческих, одаренных детей. Новизна данной программы заключается в приобщении обучающихся к духовным и культурным традициям русского народа через введение в программу краеведческого компонента. Программа может быть рекомендована в качестве опорной при составлении рабочих программ по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры» для параллели 5 классов

Программы внеурочной деятельности по социальному и общеинтеллектуальному направлениям в целом соответствуют предъявляемым требованиям, критериям и показателям и демонстрируют высокое профессиональное мастерство их авторов и могут быть рекомендованы к публикации и реализации в образовательном процессе общеобразовательных учреждений с учётом исправления выявленных недочётов:

1. «Играя – учусь, творю, развиваюсь!» (Е.Г. Прекина , Гурьевский район).
2. «Бисерные чудеса» (Кузменкова Т.Е., Тяжинский муниципальный район) - автором раскрыта связь с другими предметами.
3. «Солнечные лучики» , автор-составитель Лобаскина Л.А. (Беловский ГО).
4. Тузовская И. А. «Уроки Общения» (Крапивинский дом творчества) содержание преемственно с начальной школой: 1-4 класс.
5. Программа по внеурочной деятельности «Простанство театра» относится к общекультурному направлению и предназначена для занятий с обучающихся 7-9 классов (Калинана Н.А. и Таргаева Л.В., педагоги дополнительного образования МБДОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Прокопьевска). Программа соответствует основным требованиям, предъявляемым к содержанию программ по внеурочной деятельности: прослеживается единство и логическая преемственность тематического содержания на разных ступенях образования. В пояснительной записке обозначены направленность, актуальность и новизна программы. Авторы подробно характеризуют прогнозируемые результаты реализации данной программы. Программа построена по концентрическому принципу, каждая из тем повторяется с последующим усложнением. Методические рекомендации содержат многообразные формы и методы работы с детьми, рекомендации для педагогов. Программа может стать основой для создания других программ, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения.

Анализ программ внеурочной деятельности (реализующих межпредметные связи по иностранному языку) позволил выделить интересные работы:

1. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Клуб любителей немецкого языка» для 8-9 классов. Автор: Верещагина В.В., учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия №72» г. Прокопьевска. Занятия по программе осуществляются в форме клуба, в процессе общения учащиеся играют, смотрят фильмы, обсуждают друг с другом различные темы на немецком языке, составляют страноведческие тесты и викторины, которые проводятся затем на уроках немецкого языка, принимают участие в международных проектах. Главной особенностью клуба является живое общение с носителями языка. Тематика заседаний клуба, направления его познавательной, культурологической и других форм работы определяются интересами самих ребят, что дополнительно создает условия для формирования у них социальной активности

2. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мир без границ» Автор: Ефимова Л.М., учитель иностранного языка МБОУ «Лицей №27» г. Новокузнецк. Программа направлена на формирование мотивации подростков к диалогу культур, основанному на уважении традиций, народов англоязычных стран. Программа построена на межпредметных связях (география, английский язык, история, литература, ИКТ) и нацелена на формирование и развитие УУД. Практические виды деятельности связаны с освоением разных аспектов изучения языка, самостоятельным исследованием проблем, созданием проектов и др.

3. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Языковые мосты» для 5 класса. Авторы: Кабанова В.З., Альбрехт К.Н., учителя МБОУ «СОШ №30 им. Н.Н.Колокольцева» Калтанского городского округа. Программа направлена на формирование навыков исследования языковых явлений на основе системно-деятельностного подхода. Учащиеся получат знания и умения, необходимые для организации проектной билингвальной деятельности (английский, немецкий языки), что позволит создать основу для будущей научно-исследовательской деятельности и билингвального образования

4. Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Портреты Великобритании» для 5-9 классов. Авторы: коллектив учителей английского языка МБОУ «СОШ №3 с УИОП им. Г. Панфилова» Анжеро-Судженского городского округа. Программа направлена на расширение кругозора обучающихся о Великобритании, формирование коммуникативных и социальных навыков, социокультурной компетенции, развитие интереса к поиску и самообразованию обучающихся, а так же развитию интереса к культуре, традициям, обычаям и достижениям в различных областях жизни британских деятелей культуры, политики

5. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Я – исследователь» для 5-9 классов. Автор: Раужина И.В., учитель английского языка МБОУ «ООШ №3» Ленинск-Кузнецкого городского округа. Программа направлена на формирование и развитие исследовательских навыков учащихся в разных предметных областях, совершенствования умений и навыков самостоятельной работы, культуры научного труда, культуры оформления научных работ, опыта публичного выступления, культуры речи

6. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный английский» (5-6 классы). Автор: Черепанова Т.В., МБОУ «ООШ №21» учитель английского языка Осинниковского городского округа. Проектная деятельность является основной при реализации данной программы, что позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности учащегося и развитием его творческого потенциала. В программе также предусмотрены разнообразные активные виды деятельности: игровая, литературно-художественная, изобразительная и др.

Все работы в основном соответствуют требованиям к структуре и содержанию программ внеурочной деятельности, требованиям ФГОС и при условии исправления выявленных недочётов могут быть рекомендованы к публикации на сайте КРИПКиПРО и реализации в образовательном процессе общеобразовательных учреждений.

Таким образом, экспертная комиссия рекомендует пересмотреть и в случае необходимости доработать содержание программ с учетом отмеченных выше замечаний. Конкурсные программы, вошедшие в число лауреатов и победителей, могут быть использованы в качестве примерных программ при условии устранения обозначенных выше замечаний. Рабочая группа института по обобщению опыта базовых площадок ФГОС ООО готова к сотрудничеству с авторами-составителями конкурсных работ для корректировки программ победителей и лауреатов и публикации в издательстве и на сайте КРИПКиПРО.

Переработанные программы войдут в состав регионального фонда примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования.

Официальные партнеры

Важные ссылки