ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ
Кузбасского регионального ИПКиПРО
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 71741
18+

Итоги постоянно-действующего семинара «Преемственность в использовании регионального материала при реализации предметных областей «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» как условие формирования общенациональных базисных ценностей и воспитания школьников»

18 апреля 2019 года к завершил работу постоянно-действующий семинар «Использование современных интерактивных технологий обучения в условиях реализации ФГОС ООО и информатизации образовательной среды региона».

Заключительное занятие семинара кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин организовала с использованием системы ВКС по теме «Преемственность в использовании регионального материала при реализации предметных областей «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» как условие формирования общенациональных базисных ценностей и воспитания школьников».

В семинаре участвовали учителя истории и обществознания, ОРКСЭ и ОДНКНР, педагоги-предметники, работающие в условиях реализации ФГОС ООО, представители пилотных школ и базовых площадок по разработке программно-методического сопровождения реализации стандарта ООО, руководители и заместители директоров образовательных организаций по НМР, руководители и методисты ММС. Всего работе семинара приняли участие 43 педагога из 14 территорий Кемеровской области. 

Семинар открыла Вертилецкая Инга Геннадьевна, зав. кафедрой ГиХЭД, канд. пед. наук, доцент и представила результаты мониторинга базовых площадок КРИПКи-ПРО по пилотной апробации введения ФГОС ООО по оценке сформированности профессиональных компетенций педагогов в использовании технологий, обеспечивающих   достижение планируемых образовательных результатов школьников.В выступлении координатора проекта было отмечено, что в период с 2016 по 2019г.г. были решены основные задачи:

  1. Разработан диагностический инструментарий и выявлены затруднения педагогических работников в планировании и реализации образовательных отношений, способствующих достижению образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
  2. Составлены методические рекомендации для педагогов-предметников по организации учебной деятельности и реализации технологий деятельностного типа, способствующих формированию, развитию и оцениванию образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Анкета «Определение профессионального дефицита компетентности педагога, работающего условиях стандартизации образования» была составлена на основе выделенных сформулированных в профессиональном стандарте знаний педагога и его умений на практике выполнять образовательные функции и функции в области воспитания и развития учащихся и размещена на сайте КРИПКиПРО и доступна для педагогов, участвующих в постоянно-действующих семинарах по ФГОС ООО, а также обучающихся на курсах повышения квалификации в КРИПКиПРО.

Данные диагностические инструменты позволили выявить сильные и слабые стороны профессиональной компетентности педагогов, необходимой для реализации требований ФГОС ООО. К числу основных затруднений, были отнесены:

  1. Выбор и реализации технологий, обеспечивающих формирование планируемых образовательных результатов (метапредметных, личностных) в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
  2. Определение инструментов оценки сформированности универсальных учебных действий обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО.

Выявленные профессиональные затруднения учителей-предметников стали ориентиром в разработке и обновлении содержания дополнительных профессиональных программ ПК и тематики постоянно-действующих семинаров для педагогов-предметников.

С целью непрерывного профессионального роста педагогов и развития мотивации к обобщению собственного опыта и пополнению регионального депозитария ЭОР (только в 2018-2019гг. для 5- 9 классов разработано и размещено 194 ресурса - видеоуроков, видеолекций, презентаций) были организованы и проведены: конкурс педагогического мастерства «Электронных образовательных ресурсов по предметам социально-гуманитарного и художественно-эстетического цикла»; конкурс педагогического мастерства для учителей английского и французского языков «Мой профессиональный выбор» (My professional choice (англ.) / Mon choix professionel (француз.)), методический фестиваль открытых уроков по основам религиозных культур и светской этики; и др.).

Анализ проведенного в апреле 2019 года мониторинга самооценки развития профессиональных компетенций педагогов в использовании технологий, обеспечивающих достижение и оценивание образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных) в аспекте требований ФГОС ООО позволил выявить позитивные результаты целенаправленной деятельности педагогов по успешному усвоению учащимися учебных программ и развитию их индивидуальных способностей, и использованию технологий, обеспечивающих качество образования: технологии проблемного диалога, продуктивного чтения, проектной деятельности, кейс-технологии, технологии развития критического мышления, оценивания учебных результатов, ИКТ и др.

В 2018-2019 учебном году работа базовых площадок КРИПКиПРО и пилотных школ в рамках реализации проекта была продолжена по распространению педагогического опыта в аспекте использования интерактивных технологий, включая ИКТ. Педагогический опыт 10 организаций по оценке образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных) ООП ООО был обобщен в рамках постоянно действующего семинара: «Использование современных интерактивных технологий обучения в условиях реализации ФГОС ООО и информатизации образовательной среды региона» и представлен в итоговых материалах на сайте КРИПКиПРО (приложение 1) и в изданиях института (приложение 2).

В 2018-2019 учебном году организованопроведение Третьего методического марафона под названием «Связь времен и поколений. С любовью о родном крае», посвященного 300-летию образования Кузбасса. С помощью такой формы работы мы планируем обобщить и распространить педагогический опыт и лучшие практики использования современных интерактивных технологий и учебно-методических материалов на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся образовательных организаций и стимулировать деятельность педагогов в области создания ЭОР.

Анализ результатов опроса педагогов показал, что мероприятия, организованные в рамках проекта, стимулируют педагогов к самообразованию и непрерывному профессиональному развитию. Самооценка показала, что работа педагогов базовых площадок и пилотных школ на опережение обеспечила: повышение ответственности педагогических работников за результаты своего труда, качественное исполнение должностных обязанностей, потребность к самообразованию, творческий подход к профессиональной деятельности, способность к рефлексии.

Результаты самооценки свидетельствуют о том, что в целом у педагогов сформированы профессиональная компетентность, необходимая и позволяющая решать задачи, обозначенные во ФГОС ООО, и достигать качество образования.

Вертилецкая И.Г. обратила внимание участников семинара на то , что с учетом выявленных профессиональных дефицитов педагогов на заключительном этапе реализации проекта в 2019-2020 учебном году продолжит работу постоянно-действующий семинар по теме «Опыт, проблемы и пути реализации требований ФГОС ООО в достижении планируемых образовательных результатов школьников». Занятия семинара могут быть запланированы на базе образовательной организации –участницы проекта или в системе ВКС. Тематика будет зависеть от предложений педагогов пилотных школ по реализации ФГОС ООО и базовых площадок по разработке программно-методического сопровождения реализации ФГОС ООО.

В этой связи, предлагаем всем активно включится в работу на заключительном этапе реализации проекта и желающим обобщить свой позитивный педагогический опыт предложить тему педагогической мастерской на занятиях постоянно-действующего семинара. Предложения принимаются до 30 апреля 2019 года по эл. адресу: inga-vertil@mail.ru (Вертилецкой И.Г., координатору регионального проекта по ФГОС ООО).

В рамках семинара были также заслушаны следующие выступления:

  1.  «Специфика регионального материала при реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в общеобразовательной школе» (Усков Григорий Сергеевич, методист по ОДНКНР кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО).
  2. «Воспитание и социализация детей на традициях сибирской старины и сибирского казачества» Макарова Елена   Васильевна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ №2» Яшкинского МР.

В завершении семинара Вертилецкая Инга Геннадьевна и Усков Григорий Сергеевич, методист по истории и ОДНКНР кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО пригласили   педагогов представить свой опыт в рамках конкурсных мероприятий III Методического марафона «Связь времен и поколений. С любовью о родном крае», посвященного 300-летию образования Кузбасса» (далее – Марафон).В соответствии с Положением (СКАЧАТЬ), к участию в Марафоне приглашаются педагогические работники организаций всех видов, реализующих программы общего образования Российской Федерации, учителя социально-гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин (русского языка, литературы, иностранного языка, истории, обществознания, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, музыки, курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России").

Прием материалов для участия в одной из пяти (на выбор конкурсанта)конкурсных номинаций Марафона был начат 1 марта и продлится не до 30 апреля 2019 года (согласно положению), а с учетом пожеланий педагогов других регионов до 15 мая 2019 г. включительно:

- «Мой успешный урок, с использованием интерактивных технологий»(конкурс видеоуроков или фрагментов уроков и занятий ВУД);

- «Регионоведение как средство гражданского и патриотического воспитания личности на занятиях внеурочной деятельности обучающихся» (конкурс занятий внеурочной деятельности и экспертиза рабочих программ);

- «Художественное творчество педагога: "Их именами названы улицы и площади городов и районов Кузбасса» и «Городской пейзаж».

- «Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества гуманитарного образования» (конкурс ЭОР-ов),

- «Пусть музыка звучит о нашем крае!» (конкурс музыкального творчества педагогов).

Марафон проводится в очно-заочном (дистанционном) режиме. Свою «Заявку-анкету» и конкурсные материалы направляйте по адресу:kafedra-gum@mail.ruс пометкой «МАРАФОН» до 15 мая 2019 года.

Материалы семинара можно скачать ЗДЕСЬ.

Спасибо всем участникам семинара!

Официальные партнеры

Важные ссылки