9 декабря 2020 года состоялась V региональная научно-практическая конференция «Интеграция содержания естественно-научных дисциплин как путь его обновления». В конференции приняли участие более 200 человек из гг. Москва, Томск, Ярославль и всех муниципалитетов Кемеровской области.
Целью научно-практической конференции являлось обсуждение, поиск путей и способов решения проблем, связанных с интеграцией содержания основ наук о природе и образовательных технологий на уровне дошкольного, начального, основного и среднего общего образования как важнейшего условия формирования единой научной картины мира и функциональной грамотности обучающихся.
В рамках конференции работали 9 секций, на которых состоялось обсуждение актуальных вопросов интеграции содержания естественно-научных знаний на всех уровнях общего образования:
- Интеграция естественнонаучных знаний на уровне дошкольного и начального общего образования;
- Технологии, методы и приемы интеграции содержания школьных естественнонаучных дисциплин (химия и биология);
- Реализация интеграционного потенциала школьных предметов «География» и «Экология;
- Физика как содержательная основа естествознания: проблемы и способы интеграции физики с другими науками о природе;
- Универсальность языка математики как основа ее интеграции с науками о природе;
- Информационно-коммуникационные технологии как средство интеграции содержания естественнонаучного образования;
- Интеграция содержания школьных дисциплин как способ формирования функциональной грамотности школьников;
- Лучшие педагогические практики интеграции содержания естественно-научного образования и педагогических технологий педагогов Гурьевского муниципального округа;
- Образовательная конвергенция в практике преподавания кузбасских педагогов: эффективные стратегии и подходы.
В ходе конференции участники констатировали:
- интеграция содержания школьных естественно-научных дисциплин согласуется с положениями Указа Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г., требованиями Концепций преподавания предметов, ФГОС всех уровней общего образования и является одним из приоритетных направлений модернизации содержания школьного образования;
- интеграция естественно-научных знаний и технологий их преподавания способствует достижению не только предметных, но и личностных, метарпедметных результатов общего образования и служит для повышения качества школьного образования;
- в решении вопросов интеграции содержания естественно-научного образования в Кемеровской области отмечаются позитивные изменения: реализуются курсы внеурочной деятельности интегрированного характера; формируется информационная образовательная среда в образовательных организациях как условие интеграции содержания естественно-научных дисциплин; апробируются интерактивные технологии обучения школьников в соответствии с требованиями ФГОС общего образования; ведется работа по повышению компетентности педагогических и руководящих работников, занимающихся вопросами интеграции; выявляются, обобщаются и транслируются лучшие педагогические практики по обеспечению интеграции содержания естественно-научных дисциплин и др.
В то же время участники конференции выделяют актуальные проблемы интеграции содержания естественно-научных дисциплин в ходе реализации концепций преподавания предметов и требований Указа Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г.
На конференции были высказаны следующие предложения:
- продолжить на уровне ММС региона, учреждений дополнительного профессионального образования, органов управления образованием, вузов, социальных партнеров научно-методическое сопровождение развития компетенций педагогических работников по вопросам интеграции содержания естественно-научных дисциплин как базы для формирования научного мировоззрения обучающихся и единой научной картины мира;
- продолжить практику расширения тематики конференций, активнее вовлекая в их работу не только учителей физики, химии, биологии, географии, математики, информатики и технологии, но и учителей гуманитарных и социальных дисциплин;
- уделять больше внимания научно-методическому обеспечению преемственности целей, содержания, форм, технологий, методов и приемов, контрольно-оценочных процедур в продуктивном осуществлении интеграции содержания естественно-научного образования между различными уровнями общего образования: дошкольным, начальным, основным и средним ОО;
- выявлять и транслировать опыт педагогических работников региона по конвергенции содержания общего образования и педагогических технологий как важного способа интеграции естественно-научных знаний и основы формирования функциональной грамотности обучающихся;
- продолжить обобщение опыта педагогов Кемеровской области по разработке и реализации программ внеурочной деятельности, элективных курсов для старшеклассников и создание цифрового банка лучших программ интегрированного характера;
- продолжить на основе объединения усилий РПМО, творческих команд, экспертных групп обобщение результатов работы по созданию образовательных продуктов (методических пособий, рекомендаций и др.), отражающих успешный опыт педагогов Кузбасса по реализации различных подходов и способов интеграции содержания естественно-научных дисциплин. Опубликовать данные продукты на протяжении 2021 года.