19.08.2021 г. в рамках летней площадки КонференциАля «8К: Управляя изменениями» прошла стратегическая сессия «Модернизация естественнонаучного и математического образования в актуальных производственно-технологических условиях». Учителя информатики и технологии совместно участвовали в треке «Методическая коллаборация учителей предметников». Для августовских мероприятий была выбрана форма встречи - Педагогический пазл по теме «Технологическая компетентность современного учителя» как продолжение работы по актуальной теме и как подведение итогов учебного года.
В ходе групповой работы по данной технологии педагоги обсудили что входит в профессиональную компетентность педагога, что предлагает НСУР (национальная система учительского роста) и почему так важно учителям именно информатики и технологии обладать технологической компетентностью.
Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность. Одна из множества компетентностей педагога – технологическая.
Технологическая компетентность включает:
- блок знаний (методологических, информационно-содержательных, методических, технологических, творческих);
- педагогическая техника, набор различных методов и приемов педагогического воздействия и взаимодействия, умения проектировать и конструировать новые технологии, творческие способности и умения.
Уровень развития технологической компетентности учителя определяется следующими основными критериями:
- целесообразность (направленность);
- творчество (содержание деятельности);
- технологичность (уровень педагогической техники);
- оптимальность (выбор эффективных средств);
- продуктивность (результат).
Оценка профессиональной компетентности учителя по НСУР:
- Предметные компетенции (выполнение диагностической работы по предмету).
- Методические компетенции.
- Психолого-педагогические компетенции (оценка индивидуализации обучения, оценка формирования универсальных учебных действий обучающихся).
- Коммуникативные компетенции (оценка воспитательных аспектов педагогической деятельности, оценка создания мотивирующей образователь ной среды).
Особенностью данного августовского мероприятия стало то, что свои технологические компетенции представляли педагоги, победители конкурсов профессионального мастерства и конкурсов, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Они делились своими находками и идеями по разным направлениям владения технологическими компетенциями в своей работе и результатами своей деятельности.
- Технологическая компетентность современного учителя - фактор успешности в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся - Ермакова Вероника Викентьевна, учитель информатики МБОУ «СОШ № 19 города Белово».
- Компетенции педагога, необходимые для участия и подготовки ИТ-хакатонов - Мангазеев Александр Юрьевич, учитель информатики НМБОУ «Гимназия № 11», Анжеро-Судженский ГО.
- Метаморфозы развития технологических компетенций педагога - Фомичев Роман Сергеевич, учитель физики и информатики ГБОУ «Школа № 1980 г. Москва».
- Олимпиадное движение как организационно-методический ресурс сопровождения профессиональной деятельности педагогов - Корчуганова Маргарита Рашидовна, учитель информатики МБНОУ «Городской классический лицей», Кемеровский ГО.
- Внедрение стандартов Worldskills в образовательный процесс как фактор повышения качества образования - Минаков Владимир Сергеевич, МБОУ «Терентьевская СОШ», Прокопьевский МО.
- Создание интерактивного учебника с помощью платформы «Stepik» - Суздалева Светлана Дмитриевна, учитель информатики МБОУ «СОШ № 44», Полысаевский ГО.
- Использование информационно-коммуникационных технологий при работе с детьми с ОВЗ на примере электронного практикума «ЗВОНОК» - Темнорусова Ольга Николаевна, главный специалист МБУ «Информационно-методический центр», Беловский ГО.
В ходе обсуждения учителя отметили, что учебный процесс должен быть увлекательным и результативным, а значит должны внедряться в учебный процесс современные технологии обучения. И поэтому нам нужен учитель, который развивает свои творческие способности (компетентности), который направлен на максимальное достижение поставленных целей. Такого учителя надо формировать.
Поэтому педагоги предложили:
- Продолжить деятельность по методическому сопровождению развития профессиональной ИКТ-компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования через диссеминацию лучших педагогических практик учителей информатики и технологии.
- Активизировать работу РПМО учителей информатики посредством участия молодых педагогов в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, творческих встречах, вебинарах и круглых столах.
- Провести митапы, воркшопы и семинары по актуальным темам:
- Конструирование урока в современной технологической форме.
- Цифровая трансформация учителя естественнонаучных, математических и технологических дисциплин.
- Разработка и использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в деятельности учителя.
- Формирование компетенций обучающихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Тютюнникова Е.В., методист КЕНиМД КРИПКиПРО