В соответствии с планом работы КРИПКиПРО на 2020/2021 учебный год кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО провела 19 февраля 2021 года вебинар по теме: «Опыт использования дистанционных технологий на уроках истории и обществознания».
В работе вебинара приняли участие 20 учителей истории и обществознания и методисты ММС Кемеровской области.
Открывая вебинар, заведующая кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО Инга Геннадьевна Вертилецкая, остановилась на стратегической цели государственной политики в сфере образования – повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, актуальность которой подчёркивается в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2019 - 2025 годы.
При этом качество образования характеризуется: сохранением лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышением позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 году. (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования»).
Сущенко Максим Алексеевич, заведующий лаборатории научно-методического сопровождения деятельности педагогических работников по формированию функциональной грамотности школьников КРИПКиПРО раскрыл основные этапы развития дистанционного формата обучения в России и Кемеровской области. Подробно остановившись на средствах формирования функциональной грамотности школьников, Максим Алексеевич, сделал следующие выводы:
- дистанционное обучение развивает навыки работы школьников с заданиями международных сравнительных исследований в новой цифровой форме;
- дальнейшая интеграция очного и дистанционного обучения способствует развитию информационной культуры и функциональной грамотности обучающихся;
- работа школьников с новыми цифровыми форматами приводит к развитию читательской грамотности, формированию навыков работы с текстами нового типа.
Проблеме подготовки обучающихся к Всероссийской проверочной работе было посвящено выступление Козловой Юлии Сергеевны, учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ №14» г. Кемерово. Спикером были предложены конкретные методические приемы подготовки к ВПР по обществознанию в 8 классе с использованием дистанционных технологий, что вызвало интерес участников вебинара. Подготовка к ВПР в данном формате обучения, должна иметь непрерывный характер в течение всего учебного года с использованием:
- мессенджера WhatsApp, электронной почты для быстрой коммуникации (объявления, задания, рекомендации, комментарии и т.д.) с классом, группой, родителями;
- платформы Zoom, которая позволяет вести уроки с большим количеством участников, демонстрировать экран, делить класс на группы, для входа достаточно пройти по ссылке (создать постоянный личный унификатор конференции учителя на все уроки);
- ЭОР Школа 2.0 , которая начала работать в штатном режиме и ее возможности высоки при грамотном использовании: прикрепление тестового и теоретического материала и др.
Эффективный опыт использования этих и других ЭОР на уроках истории с учащимися 5-6 классов в формате дистанционного обучения раскрыла Резолюк Жанна Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 78» г. Кемерово. Электронные образовательные ресурсы, которые использует учитель, помогает сделать урок интересным и продуктивным для учащихся.
Разговор продолжил Хлипитько Руслан Борисович, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №65» г. Кемерово Он остановился на особенностях клипового мышления современного ребенка и показал разнообразные приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории и обществознания с учетом возможностей школьников.
Участники вебинара пришли к выводу о том, что современный урок истории и обществознания – это урок, в котором наряду с информационными ресурсами, должно присутствовать «живое слово» учителя, при этом важно найти «золотую середину» в использовании ЭОР, что позволило бы учителю содержательно обогатить урок и мотивировать учащихся к активной самостоятельной деятельности.
Инга Геннадьевна Вертилецкая, заведующая кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО, завершая работу участников вебинара, представила новый региональный проект «Научно-методическое сопровождение реализации программ обучения и воспитания обучающихся организациями Кузбасса, осуществляющими образовательную деятельность в условиях поликультурной социальной среды в 2021/2023 годах». Отметила, что проект направлен на реализацию программ обучения и воспитания обучающихся, включая детей-мигрантов, созданию комфортной образовательной среды, позволяющей учащимся всех национальностей Кузбасса в условиях поликультурного взаимодействия достигать планируемых образовательных результатов на качественном уровне.
Участникам вебинара было рекомендовано на заседании школьного методического объединения обсудить и принять решение об участии образовательной организации в реализации проекта в статусе опорной площадки КРИПКиПРО. Заявку с указанием выбранного направления совместной работы с кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО (шаблон заявки дан в положении и прикреплен ниже).
необходимо до 1 апреля 2021 года по адресу: inga-vertil@mail.ru (с пометкой «заявка в проект» Вертилецкой И.Г.)
Участники вебинара, общаясь в чате, отметили значимость представленных материалов, выразили желание активно обсуждать проблемы моделирования современного урока и занятий внеурочной деятельности и продолжать развитие профессиональных компетенций.
Спасибо всем участникам вебинара!
Вертилецкая И. Г., заведующий кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО, канд. педагог. наук, доцент