КРИПКиПРО

Cостоялся проблемно-ориентированный семинар «Развитие мотивации профессиональной деятельности педагога в инновационной школе»

18.04.2017 г. для педагогов МБОУ «Лицей № 20» Междуреченского городского округа состоялся проблемно-ориентированный семинар «Развитие мотивации профессиональной деятельности педагога в инновационной школе» в рамках реализации проекта «Создание региональных инновационно-образовательных комплексов как условие мотивации педагогов к профессиональному росту» (2014-2019 г. г.).

В работе семинара приняли участие 78 педагогов. На семинаре с педагогами лицея обсуждались результаты исследования мотивации их профессиональной деятельности, личностных ресурсов, оценки вовлеченности в инновационную деятельность.

Открыла работу семинара Бозина Ирина Геннадьевна, канд. пед. наук, директор лицея. Она акцентировала внимание на результатах исследования, значимых для развития образовательной организации и профессионального роста педагогов.

Львова Инна Владимировна, канд. психол. наук, доцент, заведующая лабораторией научно-методического сопровождения инновационной и экспериментальной деятельности в образовании КРИПКиПРО, рассказала о содержании исследования мотивации профессиональной деятельности, вовлеченности педагогов в инновационную деятельность и значимости личностных ресурсов.

В ходе работы семинара с педагогами были определены факторы, влияющие на успешность профессиональной деятельности и развитие внутренней мотивации. Так, например, рассматривалась взаимосвязь внутренней мотивации и самооценки вовлеченности педагога в инновационную деятельность, где было отмечено, что при ярко выраженной внутренней мотивации растет самооценка вовлеченности в инновационную деятельность.

А также педагоги отметили, что удовлетворенность содержанием трудовой деятельности во многом зависит от их усилий. При оценке отношения педагогов к профессиональной деятельности было выявлено, что внутренняя мотивация возрастает при восприятии профессиональной деятельности как призвания, в противоположность восприятию ее просто как работы и способа обретения средств к существованию, при этом, данный фактор становится значимым с возрастом.

Однако развитие внутренней мотивации происходит не только в зависимости от созданных условий в образовательной организации для профессионального развития педагогов. Во многом она определяется личностными ресурсами педагога, такими как жизнестойкость, осмысленность жизни, толерантность к неопределенности, развитыми навыками саморегуляции деятельности педагога, самоэффективностью, как верой в собственные возможности, которая влияет на результативность профессиональной деятельности и как следствие - удовлетворенность трудом.

В ходе дискуссии педагоги пришли к выводу, что напротив, если доминирует внешняя мотивация, то снижается удовлетворенность трудом, увлеченность работой и способность получать положительные эмоции от реализации профессиональной деятельности. Возникает ситуация, когда при внешней мотивации снижаются личностные ресурсы и решение профессиональных задач становится более энергозатратным, что приводит к эмоциональному истощению и профессиональному выгоранию педагогов. При внешней мотивации профессиональная деятельность начинает восприниматься просто как способ зарабатывания денег и обеспечения жизненных потребностей.

При обсуждении результатов исследования педагоги выразили желание получить индивидуальную обратную связь по результатам исследования для выстраивания индивидуальной траектории своего профессионального развития.

Обсуждаемая проблема вызвала интерес среди участников семинара, в развернувшейся дискуссии педагоги рассматривали ситуации, подтверждающие взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и факторов, оказывающих влияние на успешность инновационной деятельности. Кроме того, участникам семинара удалось определить для своего коллектива факторы, способствующие развитию внутренней мотивации к профессиональной деятельности, на основе которых были совместно определены направления работы коллектива лицея.

Итоги семинара подвели И. В. Львова, Н. Г. Хвалевко, И. Г. Бозина. Они выстроили дальнейшую траекторию развития образовательной организации.

Львова И. В.,
зав. лабораторией научно-методического сопровождения инновационной и
экспериментальной деятельности в образовании
Хвалевко Н. Г.,
методист лаборатории научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических служб

 

Официальные партнеры

Важные ссылки