КРИПКиПРО

ПРОЕКТ «Переход на ФГОС среднего (полного) общего образования в 2013-2019 гг.»

Актуальность проекта

Существенные политические, экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние годы, вызвали потребность в содержательном и структурном обновлении образования. Одной из первостепенных задач в области образования стало повышение качества профессиональной подготовки современных специалистов. Среди необходимых условий решения этой задачи в настоящее время рассматривается рациональная организация самостоятельной работы обучаемых, укрепление связи обучения с предстоящей профессиональной деятельностью.

На первый план образовательной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях выходит разработка прогнозов, сценариев, стратегий развития образования.

В процессе стратегического планирования все большую роль начинают играть идеи, подкрепленные глубоким анализом, сравнительными исследованиями в контексте тенденций развития современного образования.

В обществе возрастает интерес к образованию, расширяется запрос на информацию об образовании, положительных изменений в нем.

Реализация одного из приоритетных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» связана с переходом общеобразовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ № 271 от 04.02.2010 г.). ФГОС должен обеспечить учащимся возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.

С юридической точки зрения ФГОС (в соответствии новым законом «Об образовании») представляет собой систему требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации. Стандарт является механизмом реализации конституционного права каждого ребенка на получение общего образования и отражает ответственность всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской № 413 от 17 мая 2012 г.

ФГОС среднего (полного) общего образования ориентирует на достижение нового качества обучения, основой которого является не сумма знаний, умений и навыков учащихся, а компетенции как способности применять знания на практике.
Методологической основой ФГОС выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности.

ФГОС среднего (полного) общего образования является преемственным по отношению к основным образовательным программам начального и основного общего образования. Значимость старшей ступени общего образования (10–11 классы) заключается в том, что ее содержание играет ведущую роль в продолжение обучения в образовательных организациях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации личности.

Разработка ФГОС среднего (полного) общего образования базируется на системно-деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Системно-деятельностный подход интегрирует лучшие достижения компетентностного подхода в практике обучения. Трансформация теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение целей образования. Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью общего образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Системно-деятельностный подход наиболее полно раскрывает основные закономерности формирования новых позитивных психологических способностей человека, способствует созданию условий для самостоятельной работы учеников, позволяет успешно проектировать образовательный процесс в целом. Это формирование видов и форм деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни. Новая методологическая установка стандарта – формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению, обновлению новых компетенций – знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

Развитие личности в системе образования в рамках деятельностного подхода обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих основой воспитательно-образовательного процесса. При этом знания, умения, навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий – способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию данного процесса. Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться. Качество усвоения учащимися знания определяется многообразием и характером видов УУД.

Инновационный подход к результату образования, представленный в стандарте, требует соответствующего пересмотра, обновления и организации воспитательно-образовательного процесса. Особое место в выполнении этой работы занимает педагог, поэтому ФГОС как системная инновация требует от современного педагога совершенствования собственного уровня профессиональной компетентности, который позволил бы организовать воспитательно-образовательный процесс с учётом новых требований. Одним из основных направлений в подготовке учителей старшей школы к реализации требований ФГОС является практическое овладение ими современными образовательными технологиями, отвечающими возрастным особенностям учающихся и содержанию профильного обучения.

Цель проекта: создание информационной, научно-методической системы, обеспечивающей переход школ Кемеровской области на федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

Задачи проекта:

1. Способствовать росту профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций Кемеровской области (методистов ММС, зам. директоров по УВР, руководителей РПМО, учителей старшей школы), работающих в условиях перехода на ФГОС.
2. Организовать формирование временных творческих коллективов (ВТК) по созданию нормативно-правовой и учебно-методической базы школ как основы их готовности к введению ФГОС среднего (полного) общего образования.
3. Разработать и апробировать примерные программы развития универсальных учебных действий учащихся на этапе среднего (полного) общего образования, включая формирование компетенций в области использования современных образовательных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
4. Разработать и апробировать примерные программы внеурочной деятельности старшеклассников (10–11 классы) школ Кемеровской области, работающих в условиях введения ФГОС.
5. Составить методические рекомендации для педагогов школ Кемеровской области, работающих в условиях введения ФГОС среднего (полного) общего образования:
– по разработке и внедрению нормативно-правового сопровождения введения ФГОС (модель образовательной программы и локальные акты);
– по разработке и внедрению модели воспитательной работы в ОУ (формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; духовно-нравственное развитие и воспитание личности, социализация и профессиональная ориентация учащихся);
– по организации методической работы в ОУ, обеспечивающей подготовку к введению ФГОС;
– по формированию универсальных учебных действий учащихся старшей школы при изучении конкретных предметов и разработке системы оценивания достижения планируемых результатов;
– по разработке и внедрению модели организации внеурочной деятельности учащихся старшей ступеней общего образования по различным направлениям, рекомендуемым ФГОС;
– по организации работы с детьми с особыми потребностями в образовании (одаренными, с ограниченными возможностями).

СКАЧАТЬ ПРОЕКТ:


п/п
Название Файл
1 ПРОЕКТ «ПЕРЕХОД НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в 2013-2019 гг.)»
2 NEW!!! ФГОС СОО: проблемы и перспективы внедрения (итоги реализации проекта «Переход на ФГОС среднего общего образования в 2013-2019 гг.» в 2015/2016 учебном году)

СКАЧАТЬ:


п/п
Название Файл
1 Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 22.04.2014 г. №752 "О подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в 2013-2014 учебном году"

Официальные партнеры

Важные ссылки